Историю человечества можно рассматривать с разных точек зрения. Такими призмами являются и религия с философией, и биология, и государственный строй — на усмотрение самого историка. Авторы одного из главных мировых бестселлеров «Уроки истории» постарались собрать наиболее полную картину. Кстати, эту книгу рекомендует сам Рэй Далио! Мы же сегодня воодушевились тандемом «история-экономика» и публикуем несколько мыслей, не утративших актуальности за полвека, прошедших с момента первого выхода книги.
О лидерстве и деньгах
История явно свидетельствует о том, что люди, умеющие управлять другими, управляют теми, кто умеет управляться лишь с оружием или орудием труда, а те же, кто управляет деньгами, — управляет ими обоими.
Об экономической правде
Об Агамемноне, Ахилле и Гекторе никто никогда бы не услышал, если бы греки не вознамерились взять под контроль важные торговые пути через Дарданеллы. Именно экономика, а вовсе не Елена — «прекрасней, чем вечерний воздух, пронизанный сияньем тысяч звезд» — отправила к Трое тысячи кораблей.
О гонорарах и виллах
Без сомнения, экономические факторы оказали значительное влияние на ход истории. На средства Делосского союза был выстроен Парфенон; сокровищами Клеопатры удалось удержать на плаву тонущую Италию так, чтобы Вергилию хватило на гонорары, а Горацию — на виллу.
О среднем классе
Движущей силой Великой французской революции были отнюдь не блестящие сатиры Вольтера или сентиментальные романы Руссо — одной из ее причин стала возросшая мощь среднего класса, стремившегося законодательно закрепить условия ведения бизнеса и торговли, а также жаждавшего бóльших социальных прав и политической власти.
О накоплении богатств
Накопление богатств — естественный и необходимый процесс, который периодически прерывается насильственным или же мирным перераспределением. С этой точки зрения вся наша экономическая история представляет собой сердцебиение социального организма, когда диастолы накопления сменяются систолами* перераспределения.
*Расслабление и сокращение сердечной мышцы, составляющие цикл сердечной деятельности.
О распределении благ
Практические способности людей весьма различаются; большей частью таковых почти во всех обществах зачастую обладает меньшинство. Естественное следствие из этого — распределение благ. При прочих равных такое распределение опирается на экономические свободы, предписываемые моралью и законом. Деспотичный режим, к примеру, может на какое-то время замедлить этот процесс; демократический строй, предлагая бóльшие свободы, — ускорить.
В развивающихся экономиках распределение благ может в какой-то момент достичь критической точки, когда силы огромного количества бедных сравняются с силами малого количества богатых. История по-разному трактовала подобные эпизоды, то законодательным образом перераспределяя богатства, то революционным — бедность.
Подготовлено по материалам книги «Уроки истории».