Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
Токеномика и краны в блокчейн-сетях
1 ноября

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Систему стимулов в блокчейн-сетях иногда называют токеномикой (соединение слов «токен» и «экономика»). Это явление может показаться совершенно новым, но ново оно лишь постольку, поскольку применяет старые концепции в новом контексте интернета. Концептуально в нем нет ничего особо новаторского. Рассказываем о токеномике по книге «Читай, пиши, управляй: блокчейн как новая эра интернета».

Токены и межзвездные кредиты

Идея виртуальной экономики со встроенными, или нативными, валютами принадлежит не блокчейн-сетям. В сфере игр ее используют уже не первый десяток лет. В 1970–1980-х обычные игры с монетами начали заменять игровые автоматы с приемниками для собственных жетонов (токенов). По мере распространения этих автоматов их популярность росла, появлялось все больше разных игр, цены на жетоны часто поднимались. Но старые жетоны по-прежнему можно было использовать, и, если вы купили раньше побольше жетонов и попридержали их, ваши эффективные затраты на игру были меньше, чем у других игроков.

Игровой автомат с игрушками.

Сегодня в сфере видеоигр используется более сложная версия все той же идеи. Eve Online, существующая с начала 2000-х, вероятно, больше всего известна своей виртуальной экономикой. Миллионы игроков Eve торгуют и сражаются в вымышленной галактике под названием «Новый Эдем». Ее разработчик, студия CCP Games, ежемесячно публикует информативный отчет об экономических условиях внутри игры: например, на какие вымышленные руды — «вельдшпат», «скордит» или «пироксер» — на текущий момент на рынке зашкаливают цены.

И студия относится к этой экономике, основанной на валюте под названием InterStellar Kredits (межзвездные кредиты), весьма серьезно. В 2007 году она даже попала в заголовки газет, наняв для управления своей игровой денежно-кредитной политикой уважаемого и вполне реального доктора наук.

Успех Eve вдохновил целое поколение последователей, от простеньких игрушек для мобильных устройств до хардкорных игр, таких как League of Legends. Во всех этих играх имеются внутренняя валюта и способы, которыми игроки могут зарабатывать и тратить ее. Производители игр формируют спрос на свои цифровые валюты с помощью захватывающих эмоций, которые привлекают миллионы игроков, а те затем используют местную валюту для покупки внутриигровых виртуальных товаров. Спрос повышает стоимость валюты. Спад интереса, естественно, толкает цену вниз.

Токеномические структуры блокчейн-сетей основаны на уроках, выученных благодаря видеоиграм.

Для обеспечения устойчивого роста экономика блокчейна, как и любая здоровая виртуальная экономика, должна сбалансировать спрос и предложение на нативные токены. Хорошо продуманная токеномика помогает сети процветать. Правильные стимулы превращают пользователей в сообщества собственников и активных участников сети.

Каналы предложения токенов

О дизайне токеномики часто предлагают рассуждать метафорически — представлять себе токены как воду, текущую через систему труб. Источниками предложения становятся «краны», которые пускают воду, а источниками спроса — «стоки», или сливы, через которые жидкость выходит.

Первая цель проектировщика сети — обеспечение баланса кранов и стоков, чтобы поток был достаточным, но не переливался через край. Если напор в кране излишне сильный, предложение может превысить спрос, и это окажет на цены понижающее давление. А очень большой вывод в стоке может вызвать превышение предложения над спросом и, соответственно, окажет на цены повышающее давление. Без правильного баланса цены на токены могут колебаться достаточно сильно, ведя либо к «пузырю», либо к краху. Оба эти события искажают стимулы и снижают полезность сети.

В идеале краны настраивают сеть на позитивные модели поведения, способствующие ее росту и развитию. Они призваны стимулировать разработчиков ПО к созданию новых функций и опыта и превращать других участников, таких как создатели и пользователи, в сообщество, мощно мотивированное к развитию и расширению сети.

Вот наиболее распространенные примеры таких кранов.

Краны — мощный инструмент для построения сетей. Токены, которые они распространяют в качестве стимулов, помогают преодолеть проблему начальной загрузки, привлечь первых участников, финансировать дальнейшее развитие сети, делиться с сообществом пользователей материальными плодами успеха сети и обеспечивать ее безопасность.

Они напоминают земельные пожертвования в зарождающихся больших городах, которые позволяют согласовывать стимулы и поощряют развитие сферы недвижимости, бизнеса и прочих видов деятельности.

МИФ Читай-город WB Ozon

Похожие статьи