В интервью авторам книги «Лидеры продукта» руководители постоянно упоминали общие признаки, которыми обладают все успешные команды. Никто из них не говорил о профессиональных навыках инженеров и дизайнеров или о специфических знаниях продакт-менеджеров (это подразумевается). Зато о личностных навыках вспомнил почти каждый. По словам генерального директора и основателя In Drift Дэвида Кэнсела, «вторичны не навыки лидера продукта, а его опыт». Кэнсел считает, что среди важных характеристик лидера продукта преобладают личностные навыки: «Мы скорее рассматриваем качественную сторону, и людям это не нравится, потому что все очень размыто». Именно про эти «размытые» характеристики и поговорим сегодня.
- Желание учиться всю жизнь.
Лидеры продукта
Активный поиск новой информации, приемов и знаний закладывает фундамент успешного управления продуктом. Сфера программных разработок постоянно меняется, и стоять на месте — все равно что идти назад. К этому обычно прилагаются широкие взгляды и выраженная способность к обучению. Признанные лидеры продукта знают, что у них нет ответов на все вопросы, и они постоянно реорганизуют свое мышление, чтобы усваивать новую информацию и данные обратной связи.
- Коммуникативные навыки.
Это широкое понятие, в него входят многие личностные качества, такие как умение слушать и внятно изъясняться. Но в целом это определение говорит само за себя. Как сказал генеральный директор Extension Engine Боб Аллард, «в управлении проектами все проблемы сводятся к коммуникации». Это в равной степени применимо и к управлению продуктом. Любое эффективное лидерство основано на развитых навыках коммуникации.
Атмосфера в команде строится на коммуникации. Источник
- Эмпатия.
Она тесно связана с коммуникацией и предполагает умение сопереживать не только команде, но и клиентам. «Думаю, лидерство в сфере продукта ориентировано по большей части на потребителя, и качественный продукт без этого невозможен», — говорит Джошуа Портер, основатель Rocket Insights, бостонского агентства по дизайну и разработке продукта. Без конечного пользователя не существовало бы вообще ничего, поэтому-то он и стоит на первом месте. Еще один важный признак эмпатии — это чуткость к среде создания продукта. Ее понимание позволит лидеру продукта собрать соответствующую команду и скоординировать ее действия с целями организации.
- Многогранность.
Хороший лидер продукта знает, что разнообразие образования, опыта работы и происхождения дает разнообразие точек зрения. Однобокая команда выдаст такой же продукт, в то время как современное пространство программного продукта представляет собой сложное сочетание вкусов, потребностей и ожиданий. Лучшие лидеры продукта ищут членов команды, которые внесут в нее новые взгляды и опыт.
- Деловая хватка.
Эта характеристика говорит о том, как лидер продукта понимает свою роль в процессе создания ценности и как ориентируется в сфере бизнеса. Решение проблем своего рынка — основная задача лидера, и необходимо точно знать, на что направлять усилия и какие ресурсы задействовать для выпуска продукта. Необязательно обладать всеми финансовыми и операционными умениями и навыками, но хороший лидер продукта должен быть всегда готов к руководству.
- Кроссфункциональность.
Без этого взгляды команды будут предвзятыми. Чем больше функций лидер продукта объединит в одной команде, тем более слаженно она действует.
- Работа в одном помещении.
Вне посредственной близости к команде коммуникация происходит проще и быстрее. Работая бок о бок, менеджер и маркетолог продукта смогут добиться блестящих результатов в улучшении коммуникации по текущему проекту. Особо хотим подчеркнуть, что при возможности команда должна работать в одном помещении.
- Автономия.
Лучшие команды самостоятельно решают проблемы, не бегая каждый раз вверх-вниз по ступеням иерархии. Навыки принятия решений и полномочия реализовать их значительно повышают скорость и эффективность работы команды.
Бегать каждый раз вверх-вниз по ступеням иерархии — не эффективно. Источник
- Взаимозависимость.
Звучит как явное противоречие автономии, но успешные команды не стремятся отделиться от компании. Автономия — это способность самостоятельно принимать решения, а не стремление избегать коллег. Если команда обращается за советом и опытом к другим сотрудникам компании, то это говорит о ее зрелости.
- Ответственность.
Хорошая команда грамотно устанавливает границы ответственности; поэтому разберется: качественное исследование себя не оправдывает или релизы продукта не соответствуют желаемым результатам. Чтобы границы не утратили смысл, их надо чаще измерять. Они работают как страховка. А для команды важен цикл обратной связи в реальном времени. Как легко можно догадаться, для высшего руководства в этом тоже есть плюсы, особенно на ранних стадиях, потому что так устанавливаются доверительные отношения.
Есть и другие характеристики, которые лидер продукта хочет видеть в членах своей команды, но вышеназванные всегда в верхних строках списка. Чем конкретнее роли в команде продукта, тем четче будет набор навыков. Например, если менеджер работает над продуктом, в котором большое значение имеет эстетика дизайна, то у него должен быть хороший вкус. Лидеры подбирают команду под контекст и стадию продукта.
По материалам книги «Лидеры продукта». Наша новинка будет интересна всем, кто имеет непосредственное отношение к созданию продукта или руководит командой в этой сфере. Ее пока нет в продаже, но вы можете оформить предзаказ.
Обложка поста: unsplash.com