Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Корпоративная культура
Эмпатия: как ее развить и почему она важна в работе
25 сентября 2018 59 044 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Эмоциональный интеллект, о котором много говорят в последнее время, — это не только умение управлять своими чувствами, но еще и способность понимать других людей. Как научиться распознавать чужие переживания? И почему эмпатия — ключ к успеху? Рассказываем.

Кому и для чего нужна эмпатия?

Умение распознать, что чувствует другой человек, и правильно отреагировать на его эмоции необходимо в великом множестве сфер, от торговли до общественной деятельности.

CEO Microsoft Сатья Наделла утверждает, что эмпатия — критически важный компонент при разработке продуктов или политических концепций, который помогает понимать потребности людей и завоевывать их доверие.

Кроме того, способность считывать чужие эмоции пригодится на переговорах и для разрешения конфликтных ситуаций. Руководителю этот навык позволит вдохновлять подчиненных и вести их за собой. Рядовому сотруднику — поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе (а это, как показывают исследования, положительно влияет на нашу продуктивность). Проявляя эмпатию в работе с клиентами, вы сможете находить общий язык даже с самыми сложными людьми.

CEO Microsoft Сатья Наделла утверждает, что эмпатия — критически важный компонент при разработке продуктов или политических концепций, который помогает понимать потребности людей и завоевывать их доверие.
Источник

Обычно эмоциональный обмен происходит на тонком, почти незаметном уровне. То, как продавец говорит «спасибо», оставляет у нас чувство, что нас обижают, или что нами пренебрегают, или нам искренне рады и нас ценят. Точно так же дело обстоит с критикой: вы можете разозлить человека, сделав язвительное замечание, или указать на недостатки так, что он будет вам благодарен. Если вы овладеете искусством эмпатии, то научитесь лучше контролировать посылаемые вами сигналы.

Способность успокоить мучительные переживания других людей и умение поладить с собеседником, пребывающим в абсолютном бешенстве, — показатели высшего мастерства. Единственная эффективная стратегия такова: нужно глубоко проникнуться чувствами человека, а затем настроить его на более позитивную волну.

Способность успокоить мучительные переживания других людей и умение поладить с собеседником, пребывающим в абсолютном бешенстве, — показатели высшего мастерства. Единственная эффективная стратегия такова: нужно глубоко проникнуться чувствами человека, а затем настроить его на более позитивную волну.
Источник

Как развить способность к эмпатии? Важно понимать, что она тесно связана с другими элементами эмоционального интеллекта — умением распознавать и контролировать собственные чувства. Этому и следует научиться в первую очередь.

Эмоциональное самосознание

Если мы не научимся понимать свои эмоции, нам будет сложно улавливать чувства других людей. Способны ли вы точно определить, что испытываете прямо сейчас — грусть, счастье, восторг?

Если мы не научимся понимать свои эмоции, нам будет сложно улавливать чувства других людей. Способны ли вы точно определить, что испытываете прямо сейчас — грусть, счастье, восторг?

Эмоциональное самосознание бывает сложным для нас по ряду причин.

Во-первых, наши эмоции непостоянны, словно погода. Они смешиваются, трансформируются, меняются — часто за короткий промежуток времени.

Во-вторых, мы можем одновременно испытывать несколько эмоций. Чаще всего на поверхности находится одно чувство, которое маскирует другие, более информативные.

Представьте родителя, который ждет своего сына-подростка до наступления комендантского часа в 22:00. Если сын явится домой в час ночи, родитель выразит гнев, хотя на самом деле будет испытывать страх.

Третья причина сложности самосознания связана с детскими травмами, которые подавляют нашу способность обратиться к собственным чувствам.

К счастью, мы можем научиться распознавать свои эмоции. Рассмотрим несколько способов натренировать этот навык.

1. Прислушиваться к физическим ощущениям. Если вы не можете назвать эмоцию, используйте в качестве подсказки свое тело. Учитывайте пульс, ощущение жара или холода, напряженность мышц.

1. Прислушиваться к физическим ощущениям. Если вы не можете назвать эмоцию, используйте в качестве подсказки свое тело. Учитывайте пульс, ощущение жара или холода, напряженность мышц.

2. Вести дневник. Существует множество различных способов ведения дневника. Поэкспериментируйте, чтобы найти для себя подходящий. Для лучших результатов делайте в течение дня заметки о том, что с вами происходит и какие чувства при этом возникают. Вы также можете поразмышлять о событиях прошлого или обратиться к будущему.

3. Обращать внимание на эмоциональные красные флаги. Определите поведение, которое может служить ранним симптомом ваших эмоциональных проблем. Например, неуместный юмор и сарказм часто бывают маскировкой страха, а за пассивно-агрессивным поведением, таким как игнорирование правил или отказ от следования дедлайнам, нередко скрывается гнев. Если вы начнете распознавать эти «красные флаги», у вас появится возможность делать правильный выбор и менять исход событий.

4. Практиковать обратное отслеживание. Когда вы испытываете дискомфорт или беспокойство и не можете определить причину, обдумайте свой день и все взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях это поможет определить источник и понять, что именно вы чувствуете.

5. Копать вглубь. Важно помнить, что мы можем испытывать комбинацию из двух или более эмоций в один момент. Допустим, кто-то не выполнил задание вовремя и не сообщил вам об этом. Вы злитесь, потому что вас не предупредили. Но в то же время вас пугает отставание от графика. Возможно, чувство гнева преобладает, но страх более важен для понимания и управления.

Самоуправление

Практически невозможно проявлять эмпатию, когда организм взбудоражен сильной реакцией — скажем, приступом гнева. Чтобы едва уловимые сигналы чувств, исходящие от другого человека, могли быть восприняты и сымитированы нашим мозгом, от нас требуется спокойствие.

Сложно построить прочные отношения с окружающими, если мы не можем справиться с собственными внутренними демонами.

Зачастую достаточно просто осознать негативную эмоцию, чтобы успокоиться и предпринять правильные действия для решения проблемы. Если вы страшно разгневаны, первым шагом к установлению некоторого контроля может стать мысль: «А ведь я взбешен».

Вот еще несколько стратегий управления эмоциями.

1. Обуздание гнева. Представьте, что вы злитесь на коллегу, который вас подвел. Вы мысленно ругаете его и накручиваете себя все сильнее. Один из самых действенных способов полностью утихомирить ярость — еще раз описать ситуацию, но с другой точки зрения. Что, если у человека были веские причины так поступить? Возможно, он сам переживает из-за случившегося?

Постарайтесь ухватить возмущенные мысли, вызывающие волны гнева, и усомниться в их правильности.

Против гнева также очень помогает энергичная физзарядка. Не меньший эффект дают и разные методы релаксации, например глубокое дыхание и мышечное расслабление.

2. Борьба с иррациональными страхами. Умение предвидеть риски — полезный навык. Другое дело, если вами управляют иррациональные страхи. Научитесь замечать их и давать им решительный отпор. Постарайтесь занять критическую позицию в отношении своих прогнозов: велика ли вероятность негативного исхода, который вас пугает? Есть ли только один вариант развития событий? Можно ли предпринять какие-то конструктивные шаги?

3. Снижение уровня стресса. У нас всех различный уровень выносливости. Однако если вы работаете больше 45, 50 или 60 часов каждую неделю, скорее всего, вы обрекаете себя на болезни и усталость, а эмоциональные срывы в таком состоянии неизбежны. Чтобы предотвратить их, вовремя берите отпуска, расслабляйтесь в выходные, занимайтесь тем, что заряжает вас энергией. Забота о себе включает также здоровое питание, физические тренировки и хороший сон.

Тренировка эмпатии

Как сказано выше, мы понимаем других благодаря осознанию собственных эмоций. Если вы уже подружились со своими чувствами, можете переходить к тренировке эмпатии. Для этого воспользуйтесь следующими инструментами.

Эмпатическое слушание

Многие из нас слушают безучастно, пытаясь одновременно заниматься чем-то еще или погружаясь в собственные мысли. Слушание с эмпатией происходит тогда, когда мы полностью отдаем себя другому человеку. Вот как можно развить этот навык:

1. Позволяйте другим говорить. Не нужно предоставлять вербальных или невербальных подсказок и договаривать за человека предложения. Когда мы вмешиваемся, то непреднамеренно направляем собеседника к тому, что хотим услышать, вместо того чтобы позволить ему вести разговор в нужном направлении.

2. Уделяйте спикеру абсолютное внимание. Возможно, вы знаете, каково это, когда человек занимается другими делами, пока слушает вас. Читает ли он что-то на компьютере или смотрит вам через плечо, желая кого-то увидеть, это кажется пренебрежением.

2. Уделяйте спикеру абсолютное внимание. Возможно, вы знаете, каково это, когда человек занимается другими делами, пока слушает вас. Читает ли он что-то на компьютере или смотрит вам через плечо, желая кого-то увидеть, это кажется пренебрежением.
Источник

3. Воспроизводите и обобщайте. Периодически повторяйте то, что услышали, чтобы убедиться в точности своего понимания. Это предлагает спикеру возможность переформулировать или пояснить какие-то мысли. К примеру, вы можете сказать: «Так, правильно ли я понял ситуацию? Ты чувствуешь пренебрежение начальника, когда он не говорит позитивные вещи о твоем вкладе в совместный результат?».

4. Ориентируйтесь на эмоции. Слушание с эмпатией включает в себя интерпретирование мыслей и чувств других. Помимо воспроизведения и обобщения услышанного мы также можем добавить сочувственные слова к тому, что говорят, например «Звучит удручающе» или «Ты выглядишь разозленным».

5. Ставьте себя на чье-то место. Не относитесь к собеседнику с позиции превосходства: «Парень, вот это ты облажался». Вместо этого думайте так: «Каково быть на месте этого человека прямо сейчас? Что бы я чувствовал в такой ситуации?»

6. Отказывайтесь от суждений. Слушание с эмпатией предполагает, что мы отказываемся от собственных суждений, потребностей и приоритетов и концентрируемся на другом человеке.

То, что мы делаем с информацией, полученной в процессе слушания, тоже важно. Часто возникает соблазн вспомнить собственную историю и предложить решение проблемы. Этот метод не слишком эмпатичен. Более эффективный подход — просто сказать: «Кажется, это тяжело», «Как я могу помочь?» или «В какой поддержке ты нуждаешься прямо сейчас?»

Лучшее в других

Было ли у вас так, что в кризисной ситуации вы начинали критиковать людей? Действовали ли вам на нервы маленькие особенности и привычки других настолько, что вы чувствовали себя готовым убить человека просто из-за того, что он дышит?

Когда дела идут плохо, мы начинаем придираться к любой мелочи. Способ избавиться от подобного типа мышления — поставить цель найти что-то хорошее в каждом. Если вы видите только слабые стороны в человеке и не можете определить сильные, старайтесь лучше.

«Эмоциональные» слова

Люди не всегда прямо говорят о своих переживаниях, но есть хорошая подсказка. Вы будете лучше понимать других, если начнете прислушиваться к «эмоциональным» словам, которые могут дать важную информацию о скрытых чувствах.

Например, слова «расстроенный», «боль» или «раздраженный» говорят об уровнях гнева. А такие слова, как «нервный», «обеспокоенный» или «волнующийся», сигнализируют о чувстве страха.

Мимика, жесты, интонация

В действительности эмоции редко бывают облечены в слова; гораздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Чтобы постичь чувства другого человека, нужно уметь расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жесты, выражение лица и тому подобное.

В действительности эмоции редко бывают облечены в слова; гораздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Чтобы постичь чувства другого человека, нужно уметь расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жесты, выражение лица и тому подобное.

Если вам сложно распознавать такие сигналы, почитайте статьи и книги на эту тему или сходите на тренинг по невербальному общению.

Эмоциональные красные флаги в других

Мы обсуждали, как важно распознавать эмоциональные красные флаги в себе. Вы можете обнаружить их и в других людях.

Обратите внимание на неуместный юмор, использование сарказма, пассивно-агрессивное поведение, разыгрывание жертвы, враждебность. Постарайтесь заглянуть за пределы этого поведения, чтобы понять, что происходит на самом деле. За этими красными флагами, скорее всего, скрывается огромное чувство печали, страха или гнева.

Просмотр фильмов

Вы можете превратить развитие эмпатии в игру, используя фильмы. В следующий раз, когда будете смотреть кино, сконцентрируйтесь на одном-двух ключевых актерах и посмотрите, получится ли у вас отследить их эмоции.

Используйте собственные эмоции в качестве руководства к возможным чувствам актера. Попросите друга присоединиться к вам; делайте записи во время просмотра, а в конце сравните наблюдения.

Эмпатия — это сущность безукоризненного межличностного общения. Если вы будете регулярно тренировать эту способность, то научитесь понимать мотивы и интересы окружающих, точно подстраиваться под реакции других, производить на всех прекрасное впечатление, вести людей за собой, улаживать конфликты, которые могут обостряться в любом коллективе, и всегда получать желаемый результат.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект», «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов», «Обновить страницу»
Обложка поста отсюда

Похожие статьи