Современный мир кажется невероятно сложным, так как мы одержимы его организацией в виде упорядоченных фактов. Большие данные заставляют чувствовать, будто вы можете и должны знать все на свете. Но это стремление истощает и выматывает всех, кто следует ему. Мы зациклены на технических устройствах.
Мы уставились в GPS и перестали видеть звезды, сияющие прямо над головой.
Новинка МИФа — книга «Осмысление» — рассказывает о том, как многие современные истории успеха происходят не благодаря квантам и большим данным, а благодаря мышлению, глубокому изучению нюансов и связей культуры, языка и истории. Книга для современных лидеров, предпринимателей и всех, кто решает проблемы.
В этом материале — рассуждения автора Кристиана Мадсбьерга о популярном в современной жизни дизайн-мышлении.
Дизайн-мышление
За последние 20 лет статус дизайнеров подскочил до небывалых высот. Раньше они были умельцами, заинтересованными в формах, материалах и шрифтах. Сегодня это оракулы с решениями всех проблем, начиная от социального страхования и заканчивая искоренением малярии.
Самой известной компанией и Меккой дизайн-мышления является IDEO. «На самом деле мы не эксперты в той или иной области, — говорит ее основатель Дэвид Келли, — а мастера разработки вещей. Поэтому неважно, что вы дадите: зубную щетку, космический корабль или стул… нам все равно. Мы хотим выяснить, как создавать инновации, используя и внедряя свой процесс».
Давайте на минуту остановимся и рассмотрим эти слова. Так ли должно быть? Хотим ли мы на самом деле, чтобы дизайнеры космического корабля действовали по тому же плану, что и разработчики тюбика зубной пасты?
Инновации вне контекста
В модели дизайн-мышления IDEO идеи рассматриваются как отдельные блоки. Они полностью оторваны как от человека, у которого возникли, так и от социального мира, где появились. Идеи этого типа не так болезненно изменять или объяснять. Ведь они обладают совсем низкой пропускной способностью в отношении информации. Идеи появляются свободно и без всякого риска исчезают.
Поэтому утверждение Дэвида Келли по меньшей мере вводит в заблуждение. Невозможно вырвать космический корабль из контекста полетов в космос и отделить от изобилия информации, которая необходима для его разработки. Необходимо узнать, что действительно имеет значение для астронавтов или детей, пытающихся почистить зубы. В противном случае нам не понять объекты, которые они используют.
Неведение — благо?
Другой характерный аспект дизайн-мышления: знания и опыт препятствуют инновациям. IDEO любит «собирать врачей, оперных певцов и инженеров в одной комнате, чтобы они сообща генерировали идеи». По мнению сотрудников компании, люди с разными взглядами найдут больше фирменных «нелепых идей».
Но в каком мире эти открытия будут иметь смысл? Они могут казаться инновационными в мире дизайнеров. Как идеи найдут отклик без знания текущих социальных условий, в которых будут использоваться продукты и услуги?
Саму процедуру настолько превозносят в IDEO, что сотрудники повторяют как мантру: «Прислушиваться к любому мнению». Один из членов группы звонит в колокольчик, если другой раньше времени критикует идею.
Приоритет отдают процессу, в котором «идеи сыплются и клеятся на стены». А то, что именно написано на стикерах, куда менее важно.
Похожие вещи
Ориентированность на клиента имеет огромное значение для приверженцев дизайн-мышления. При этом они не заинтересованы в том, чтобы выйти за пределы студий в продвинутых городах и исследовать другие миры. Но любят говорить об эмпатии и ее необходимости для дизайна потрясающих продуктов.
Последователи дизайн-мышления утверждают, что проводят время с людьми, наблюдают разные обстоятельства и сопереживают. Но это больше походит на поверхностную антропологию. Время, которое они тратят на данный вид познания, довольно ограничено. Эти люди подходят к наблюдению с предопределенной целью — «улучшить» дизайн отдельно взятого объекта. Исходя из этой узкой цели, они не погружаются полностью в мир субъектов.
Например, мир дизайнеров Сан-Франциско — мягкие формы в разных оттенках белого.
Стена «лестных» слов
Сторонники дизайн-мышления любят разбрасываться словами, навеянными гуманитарными науками, для описания своих инстинктивных догадок. Скорее всего, в любой беседе вы услышите комбинацию определенных слов и фраз, а именно: «целостный», «творческий», «нацеленный на работу в команде», «ориентированный на людей», «смелый», «прорывной», «гибкий» и «динамичный».
В мире вина есть правила того, что именно производитель может говорить о себе и своих продуктах. Вино может называться «бургундским» лишь когда сделано из винограда, выросшего в Бургундии. Только выращенный в экологически чистых условиях зеленый горошек может считаться органическим.
Но в мире дизайн-мышления нет правил и ограничений. Стена «лестных» слов придает больший вес высказанному мнению. Поскольку знание обладает малой ценностью, любой может назвать себя «стратегом», «разработчиком взаимодействия с пользователем» или «главным оратором».
Для того чтобы стена из слов не оказалась слишком мягкой, сторонники дизайн-мышления используют случайные отсылки к миру бизнеса: «леверидж», «окупаемость инвестиций» или «бизнес-модель» и апеллируют к таким концепциям, как теория 4P и модель пяти сил. Ведь так можно убедить каждого в том, что прагматизм и здравый смысл в действительности являются основой работы.
За и против
Конечно, эти принципы относятся не только к IDEO. Тирания «намеренного» творчества, берущего начало в дизайн-мышлении, повсюду. Теперь она преобладает в риторике бизнес-культуры вокруг инноваций.
Можно предположить, что данная модель творческого процесса навеяна философией Руссо: мы в высшей степени креативны, когда наивны и невинны, освобождены от пут утомительных правил и авторитарного знания.
Но нельзя забывать о том, что творческое мышление и блестящие инновации требуют вовлеченности в процесс. Это невероятно сложно и, честно говоря, заставляет понервничать. Настоящая работа, суть которой состоит в придании миру осмысленности, требует старых добрых размышлений.
В конце статьи справедливо будет заметить, что последователей дизайн-мышления несоизмеримо больше, чем тех, кто его критикует. Наверняка, в чем-то правы обе стороны и истина где-то посередине. Для всестороннего изучения вопроса даем ссылку на нашу новинку «Осмысление», а также на книгу «Дизайн-мышление в бизнесе».
Узнать больше о дизайн-мышлении можно на странице тренда. Применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. Здесь вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.
Картинки в посте — источник.