Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Критический взгляд на дизайн-мышление
6 февраля 2018 4 794 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Современный мир кажется невероятно сложным, так как мы одержимы его организацией в виде упорядоченных фактов. Большие данные заставляют чувствовать, будто вы можете и должны знать все на свете. Но это стремление истощает и выматывает всех, кто следует ему. Мы зациклены на технических устройствах.

Мы уставились в GPS и перестали видеть звезды, сияющие прямо над головой.

Новинка МИФа — книга «Осмысление» — рассказывает о том, как многие современные истории успеха происходят не благодаря квантам и большим данным, а благодаря мышлению, глубокому изучению нюансов и связей культуры, языка и истории. Книга для современных лидеров, предпринимателей и всех, кто решает проблемы.

В этом материале — рассуждения автора Кристиана Мадсбьерга о популярном в современной жизни дизайн-мышлении.

Дизайн-мышление

За последние 20 лет статус дизайнеров подскочил до небывалых высот. Раньше они были умельцами, заинтересованными в формах, материалах и шрифтах. Сегодня это оракулы с решениями всех проблем, начиная от социального страхования и заканчивая искоренением малярии.

Критический взгляд на дизайн-мышление

Самой известной компанией и Меккой дизайн-мышления является IDEO. «На самом деле мы не эксперты в той или иной области, — говорит ее основатель Дэвид Келли, — а мастера разработки вещей. Поэтому неважно, что вы дадите: зубную щетку, космический корабль или стул… нам все равно. Мы хотим выяснить, как создавать инновации, используя и внедряя свой процесс».

Давайте на минуту остановимся и рассмотрим эти слова. Так ли должно быть? Хотим ли мы на самом деле, чтобы дизайнеры космического корабля действовали по тому же плану, что и разработчики тюбика зубной пасты?

Инновации вне контекста

В модели дизайн-мышления IDEO идеи рассматриваются как отдельные блоки. Они полностью оторваны как от человека, у которого возникли, так и от социального мира, где появились. Идеи этого типа не так болезненно изменять или объяснять. Ведь они обладают совсем низкой пропускной способностью в отношении информации. Идеи появляются свободно и без всякого риска исчезают.

Но люди живут в мирах. Здесь объекты всегда зависят от контекста и нагружены пластами значений.

Поэтому утверждение Дэвида Келли по меньшей мере вводит в заблуждение. Невозможно вырвать космический корабль из контекста полетов в космос и отделить от изобилия информации, которая необходима для его разработки. Необходимо узнать, что действительно имеет значение для астронавтов или детей, пытающихся почистить зубы. В противном случае нам не понять объекты, которые они используют.

Неведение — благо?

Другой характерный аспект дизайн-мышления: знания и опыт препятствуют инновациям. IDEO любит «собирать врачей, оперных певцов и инженеров в одной комнате, чтобы они сообща генерировали идеи». По мнению сотрудников компании, люди с разными взглядами найдут больше фирменных «нелепых идей».
Другой характерный аспект дизайн-мышления: знания и опыт препятствуют инновациям.

Но в каком мире эти открытия будут иметь смысл? Они могут казаться инновационными в мире дизайнеров. Как идеи найдут отклик без знания текущих социальных условий, в которых будут использоваться продукты и услуги?

Процесс здесь явно важнее продукта.

Саму процедуру настолько превозносят в IDEO, что сотрудники повторяют как мантру: «Прислушиваться к любому мнению». Один из членов группы звонит в колокольчик, если другой раньше времени критикует идею.

Таким образом, знания рассматриваются как возможное препятствие творчеству.

Приоритет отдают процессу, в котором «идеи сыплются и клеятся на стены». А то, что именно написано на стикерах, куда менее важно.

Похожие вещи

Ориентированность на клиента имеет огромное значение для приверженцев дизайн-мышления. При этом они не заинтересованы в том, чтобы выйти за пределы студий в продвинутых городах и исследовать другие миры. Но любят говорить об эмпатии и ее необходимости для дизайна потрясающих продуктов.

Последователи дизайн-мышления утверждают, что проводят время с людьми, наблюдают разные обстоятельства и сопереживают. Но это больше походит на поверхностную антропологию. Время, которое они тратят на данный вид познания, довольно ограничено. Эти люди подходят к наблюдению с предопределенной целью — «улучшить» дизайн отдельно взятого объекта. Исходя из этой узкой цели, они не погружаются полностью в мир субъектов.

Неудивительно, что все вещи, созданные современными дизайнерскими компаниями, похожи.

Например, мир дизайнеров Сан-Франциско — мягкие формы в разных оттенках белого.

Стена «лестных» слов

Сторонники дизайн-мышления любят разбрасываться словами, навеянными гуманитарными науками, для описания своих инстинктивных догадок. Скорее всего, в любой беседе вы услышите комбинацию определенных слов и фраз, а именно: «целостный», «творческий», «нацеленный на работу в команде», «ориентированный на людей», «смелый», «прорывной», «гибкий» и «динамичный».

В мире вина есть правила того, что именно производитель может говорить о себе и своих продуктах. Вино может называться «бургундским» лишь когда сделано из винограда, выросшего в Бургундии. Только выращенный в экологически чистых условиях зеленый горошек может считаться органическим.

Сторонники дизайн-мышления любят разбрасываться словами, навеянными гуманитарными науками, для описания своих инстинктивных догадок

Но в мире дизайн-мышления нет правил и ограничений. Стена «лестных» слов придает больший вес высказанному мнению. Поскольку знание обладает малой ценностью, любой может назвать себя «стратегом», «разработчиком взаимодействия с пользователем» или «главным оратором».

Для того чтобы стена из слов не оказалась слишком мягкой, сторонники дизайн-мышления используют случайные отсылки к миру бизнеса: «леверидж», «окупаемость инвестиций» или «бизнес-модель» и апеллируют к таким концепциям, как теория 4P и модель пяти сил. Ведь так можно убедить каждого в том, что прагматизм и здравый смысл в действительности являются основой работы.

За и против

Конечно, эти принципы относятся не только к IDEO. Тирания «намеренного» творчества, берущего начало в дизайн-мышлении, повсюду. Теперь она преобладает в риторике бизнес-культуры вокруг инноваций.

Можно предположить, что данная модель творческого процесса навеяна философией Руссо: мы в высшей степени креативны, когда наивны и невинны, освобождены от пут утомительных правил и авторитарного знания.

Но нельзя забывать о том, что творческое мышление и блестящие инновации требуют вовлеченности в процесс. Это невероятно сложно и, честно говоря, заставляет понервничать. Настоящая работа, суть которой состоит в придании миру осмысленности, требует старых добрых размышлений.

В конце статьи справедливо будет заметить, что последователей дизайн-мышления несоизмеримо больше, чем тех, кто его критикует. Наверняка, в чем-то правы обе стороны и истина где-то посередине. Для всестороннего изучения вопроса даем ссылку на нашу новинку «Осмысление», а также на книгу «Дизайн-мышление в бизнесе».

Блестящих вам решений!

Узнать больше о дизайн-мышлении можно на странице тренда. Применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. Здесь вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Картинки в посте — источник.

Похожие статьи