Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Корпоративная культура
Культура уровня «Я крутой»: плюсы и минусы
28 августа 2017 4 291 просмотр

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В любой организации уровень корпоративной культуры можно определить по внешним — речевым и поведенческим — признакам, утверждают авторы книги «Лидер и племя». Только представьте: не требуется никаких социально-психологических исследований — нужно только посмотреть и послушать.

Лидер определяет уровень команды и поднимает его ступень за ступенью. Чем выше уровень — тем успешнее бизнес. Всего существует 5 уровней: от низшего первого, где условным лозунгом команды может служить фраза «Жизнь — отстой!» (вообще-то в книге употреблено более хлесткое словечко), до продвинутого пятого, когда компании творят историю. Подробнее о каждом уровне можно прочитать здесь, а сегодня рассмотрим 3 уровень.

Я крутой, а ты нет

Для культуры 3 уровня характерен девиз «Я крутой!». Хотя, если привести фразу полностью, получится: «Я крутой, а ты нет!». В этой культурной среде знание — сила. Потому люди запасаются им, будь оно в виде контактной информации клиентов или слухов о компании.

Людям на данной стадии развития культуры племени необходимо побеждать: победа для них — нечто очень личное. Работать и думать лучше и быстрее конкурентов — дело первостепенной важности, потому что конкуренция для них происходит на личностной основе.

Культура уровня «Я крутой»: плюсы и минусы

Результат такого настроя — совокупность «одиноких воинов», нуждающихся в помощи и поддержке и постоянно переживающих из-за того, что другие лишены их амбиций и умений. Под словом «команда» на этом уровне понимают одну «звезду» и группу исполнителей вторых ролей: хирурга и медсестер, старшего юриста и его помощников, профессора и научных сотрудников.

Позолоченная середина

Да, от примитивных первого и второго уровня третий отделяет целая пропасть. Но она же лежит между ним и четвертым, где девиз команды звучит как «Мы — крутые!». Заметьте — похоже, но кардинально иначе. Не «Я», а «Мы». Люди на этом уровне понимают, что личные победы иллюзорны, и приходят к развитию команды.

Не «Я», а «Мы». Люди на этом уровне понимают, что личные победы иллюзорны, и приходят к развитию команды.

Сегодня в мире примерно половина организаций с доминирующей культурой третьего уровня (или смешанного типа от первого до третьего, с включениями четвертого).

Вездесущесть третьего уровня: я, я, я!

Миром правит третий уровень; им пронизано все: от политических кампаний до книг по бизнесу и целого ряда неписаных «правил» о том, как должны действовать организации.

Все начинается с найма на работу

Чаще всего соискатели используют неписаный сценарий третьего уровня: «Я самый подходящий для вас кандидат, потому что уже бывал в такой-то ситуации, предпринял такие-то действия, и в результате получилось то-то». Именно так людей учат вести себя на собеседованиях при поступлении на работу.

Когда немногие счастливчики все же получают работу, их отправляют на адаптационный тренинг, где нужно сидеть и слушать, как болтун-руководитель объясняет, почему под его управлением в фирме произошли разные распрекрасные события и как повезло новым сотрудникам устроиться в ней на работу.

Все начинается с найма на работу

Вводный курс завершается одним из самых противоречивых высказываний всех времен и народов: «Вот вам стратегия компании [которую никто не может ясно сформулировать даже после просмотра нескольких дюжин слайдов в PowerPoint], и я надеюсь, что вы сможете сделать ее своей собственной».

Приступаем к работе

Затем приходит время приступить, собственно, к работе. Вы беретесь за дело со своим новым боссом, который, если вы случайно не заметили, является не абы кем, а боссом. Почему? Потому что он умнее, сообразительнее и обладает более хорошими связями, чем другие люди. Он сообщает вам, что необходимо сделать эти десять дел, но при этом не спускать глаз с других 89 показателей.

О! И если вы принесете уйму денег, то вас вознаградят маленьким кусочком торта.

Никто не может внятно сказать, что компания хочет сделать, а потому люди начинают искать свои пути доказать собственную ценность и умалить заслуги других. Если ситуация начинает слишком сильно крениться в сторону безжалостного индивидуализма, служащих отправляют на обучение, в рамках которого эксперт объяснит им, как они все могут стать одной командой.

И они будут выполнять бессмысленные и бесполезные упражнения на тему, например, как сбежать с Луны после кораблекрушения.

Дух и тон этого обучения будут точно такими же, как на адаптационном тренинге и в разговоре с новым боссом: «Я крутой, а потому ты должен делать то, что я скажу». А ведь еще есть «третьеуровневый» мир тренингов для руководителей, мир университетских дипломов и степеней, где армия крутых личностей расскажет, как они стали успешными, и если вы достаточно хороши и терпеливы, то станете почти как они, но, конечно, по-своему.

«Все крутые», но хорошо ли это?

Все это было бы смешно, если бы работники данной системы не изъездили страну вдоль и поперек, продавая ипотечные займы людям, которые не могут себе их позволить. Банкиры упаковали риски для будущих поколений и получили свои краткосрочные вознаграждения. Физики, ставшие знатоками финансов, разработали модели, как банкам печатать бумажки за деньги. А когда стало ясно, что есть проблема, вмешались политики и заявили: «Это мы знаем верный путь», — и все ради того, чтобы быть переизбранными, когда ситуация станет еще хуже.

«Все крутые», но хорошо ли это?

На каждого Берни Мейдоффа (создатель, возможно, крупнейшей в истории финансовой пирамиды, приговоренный к 150 годам тюрьмы) или Джона Тэйна (бывший шеф Merrill Lynch, который выделил на отделку своего офиса 1,2 миллиона долларов) приходятся миллионы других «профессионалов», ищущих способ превзойти своих конкурентов в этом, похоже, бесконечном марафоне забегов на короткую дистанцию.

Поколение миллениума

Единственная надежда связана с новым поколением — «поколением миллениума», представители которого, кажется, не приветствуют всю эту ситуацию. Они, как группа, требуют командной работы и не готовы мириться с корпоративной тиранией и демагогией. Они устанавливают контакты с другими людьми из своей демографической группы, а также с теми, кто старше, но «в теме», и создают новые предприятия. Многие из появляющихся в результате компаний ничуть не похожи на мегакорпорации ХХ века.

Ими руководят настоящие лидеры, а не менеджеры, называющие себя лидерами.

Эта новая группа принимает свои решения исходя из ценностей команды, а не на основе того, что лучше для них самих, или на основе тривиального перечня из пяти слов, который развешан повсюду в компании. Они создают культуры четвертого уровня и находят способы добиваться выдающихся результатов. Они поддерживают связь друг с другом через социальные сети или личные беседы. Третьему уровню они говорят: «Ну уж нет!» — и не тратят свое время на работу в рамках устаревших систем, а также на людей, которые проповедуют командный труд, но делают все исключительно ради себя.

По материалам книги «Лидер и племя».
Фотографии поста — отсюда.

Похожие статьи