Танцовщица и хореограф Твайла Тарп говорит: «Творчество — это привычка, а лучшее творчество — это результат хороших рабочих привычек». Принесли в блог 6 упражнений для прокачки творческого мышления. Они помогут «нарастить творческие мышцы» и решить любую нестандартную задачу.
Если хотите легко генерить и воплощать оригинальные идеи — зовем на курс «Взлом креатива». Будем учиться создавать искрометные идеи и вау-концепции для чего угодно — бизнеса, продукта, личного бренда и даже семейного праздника. А промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.
Упражнение 1. Пять «почему»
Чтобы решить задачу, надо четко сформулировать ее и добраться до самой сути. В этом помогут 5 «почему». Например, наша задача — увеличить продажи картошки фри. Начинаем задавать вопросы:
1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.
2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.
3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.
4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали неважной смену шеф-повара и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.
5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу. Задавайте свои «почему» и ищите на них ответы. Иногда они сами по себе являются решением проблемы.
Упражнение 2. Дурацкие вопросы
Когда разум сравнивает задачу с чем-то необычным, он пытается придать этой связи смысл. Так формируются новые связи, которые приводят к нестандартной, творческой идее. Активизировать этот процесс помогут «дурацкие» вопросы:
Какое животное похоже на вашу проблему?
Чем проблема похожа на фонарик без батареек?
Если бы проблема была газоном в саду, что стало бы сорняком?
Как можно использовать для решения проблемы банку газировки, которая простояла на солнце два часа?
Фантазируйте, чтобы предложить самый оригинальный ответ.
Упражнение 3. Составление расписания творца
Термин «расписание творца» позаимствован из эссе 2009 года, написанного предпринимателем, эссеистом и соучредителем венчурного фонда Y Combinator Полом Грэмом. В нем отведено время и на уединение, и на вневременье, а также выделены большие блоки специально для работы над конкретными задачами.
Расписание творца Грэм противопоставляет расписанию менеджера, которое представляет собой нарезку дня на крошечные ячейки, где каждая предназначена для определенной цели: деловые встречи, звонки, электронные письма и тому подобное. Такое расписание в некоторых случаях, безусловно, полезно, но для поддержания креативности, по глубокому убеждению Ферриса, основным является расписание творца.
Словом, отведите в своем ежедневном графике большие отрезки времени на решение ключевых творческих задач. Если, например, необходимо обдумать сложные проблемы или провести всесторонний анализ, Феррис рекомендует выделить четырехчасовые блоки. А это предполагают исключение всех отвлекающих факторов: электронной почты, телефона, текстовых сообщений, Skype, Twitter и прочего. Обычно мы распоряжаемся своим временем по-другому, но в те дни, когда нам нужно творить, у нас нет иного выбора.
Упражнение 4. Длительные прогулки
Отправляйтесь гулять — и никакой музыки, подкастов или отвлекающих факторов. Позвольте своему разуму свободно блуждать. Прогулка — это своеобразный инкубационный период для созревания идей и решений. В ее ходе отключается четкий фокус и включается сеть пассивного режима работы мозга, то есть воображение, и у мозга появляется время на поиск отдаленных ассоциаций между идеями.
Упражнение 5. В чем ваша идея?
Недостаточно обдумать идею (мысли вам солгут). Напишите. О своей идее. Прямо сейчас.
А теперь, глядя на свои записи, ответьте на следующие вопросы:
— Вы описали идею одним предложением?
— В предложении не больше 140 знаков?
— Использованы ли в нем только те слова, которые легко поймет любой человек, ничего не знающий о вашей идее?
— Описано ли в этом предложении то, чего хочет ваша аудитория?
— Согласится ли ваша аудитория с тем, что действительно хочет того, о чем идет речь в вашем предложении? Выразит ли она согласие вслух? А перед коллегами или друзьями?
— Указано ли в предложении то, о чем ваша аудитория еще никогда не слышала?
Приведенные вопросы необходимо задавать. Это нужно, чтобы вы поняли, ясна ли ваша идея, актуальна ли и достаточно ли необычна, чтобы побудить людей узнать подробности. У идеи будет надежда на успех, если на каждый из перечисленных выше вопросов вы ответили утвердительно. Если же хотя бы на один из них вы ответили «нет», то аудитория, скорее всего, заблудится в том лабиринте, в центре которого находится ваша идея.
Упражнение 6. Дорога идей
Озарения похожи на звонок мобильного на вечеринке: его не слышно на фоне общего шума. Чтобы распознать голос подсознания, нужно расслабиться. Прямо сейчас закройте глаза, лягте на пол и отпустите воображение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вы почувствуете, как разум захватывают самые разные мысли. Не боритесь с ними, позвольте свободно курсировать. Затем представьте себе дорогу, по которой идут мысли. Подождите, пока дорога опустеет. Когда это произойдет, вы начнете думать более креативно.
По материалам книг: «Невозможное как стратегия», «Упакуй и продай», «Гибкий ум»
Обложка поста — freepik