Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
11 правил бизнес-презентации: как показывать себя, слайды и продукт
5 июля 134 просмотра

Ольга Паньшина
Ольга Паньшина

В книге «Камасутра для оратора» известный российский бизнес-тренер Радислав Гандапас утверждает: успех любого выступления на 60–70% зависит от того, что публика видит, на 20–30% от того, как говорит оратор, и только на 10% от того, что он говорит. Предлагаем сосредоточиться на самом важном и узнать, как и что показывать аудитории на презентации.

Бумажная книга Электронная книга



Камасутра для оратора

Не отвлекайте внимание от главного

Когда вы демонстрируете слайд, именно он — ваше лицо и руки. Он решает проблему мимики и жестикуляции. Не стоит в это время привлекать внимание к себе, поддерживать зрительный контакт, активно жестикулировать. На время вы становитесь «голосом за кадром». Впрочем, нельзя сводить выступление к простому комментированию кадров на экране. Вступительную и финальную части необходимо провести «глаза в глаза» с сидящими в зале.

Добавляйте пустые слайды

Визуальные материалы нужно предъявлять только тогда, когда они обсуждаются. Если вы оставите на экране слайд, речь о котором уже не идет, слушателям будет сложно сосредоточиться на том, что вы говорите. Но как поступить? При подготовке слайдов сделайте каждый второй пустым. Если комментарии между слайдами не понадобятся, вы просто щелкнете кнопкой два раза, и пустой слайд проскочит незамеченным. Если же вам понадобится отойти от темы, пустой слайд будет проецироваться на экран столько времени, сколько нужно. Не привлекая к себе внимания и не путая слушателей.

Используйте не больше трех цветов и шрифтов

Есть несколько правил, следование которым отличает профессионала от дилетанта. Одно из них — ограничиться в оформлении тремя цветами. Большее количество оттенков не только считается дурным тоном, но и мешает усваивать информацию. Хорошо, когда все слайды выполнены в едином стиле. Для этого логично использовать один и тот же шаблон. Если презентация проходит внутри компании или от имени вашей компании, таким шаблоном могут стать логотип вашей фирмы и фон, обыгрывающий корпоративные цвета. Чтобы не отвлекать внимание публики, все это делается в приглушенных тонах.

Ограничения есть и по шрифтам. Их тоже должно быть не более трех. Причем курсив считается отдельным шрифтом.

Баннер курса «Презентация как искусство»

Грамотно оформлять слайды и доносить идеи через визуал поможет курс МИФа.

Работайте голосом

При проецировании слайдов возможность зрительного контакта очень ограниченна. Оставьте глаза слушателей мультимедийному проектору и займитесь их ушами. Больше выразительных пауз, вопросов в зал (не требующих ответа, как, например, «не так ли?», «правда ведь?»), чаще смены темпа. Зрительный же контакт понадобится в самом начале презентации, когда еще включен свет и выключен проектор, и в финале.

Оставьте контакты

На первой странице стоит разместить тему выступления и имя выступающего, то есть ваше. Можно добавить дату, если это важно. На последней странице будет полезно снова обозначить тему (но уже более мелким шрифтом), снова имя и координаты, по которым можно с вами связаться.

Не используйте инициалов. Напишите так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались слушатели, когда придет время задавать вопросы. Наиболее приемлемо в деловой среде писать имя и фамилию. Без отчества и именно в такой последовательности, как у звезд эстрады: Жанна Агузарова, Оззи Осборн.

Отработайте выступление в пустом зале

Часто мы полагаемся на то, что с техникой ничего не случится. Но она регулярно подводит: микрофон начинает пищать, музыка запускается слишком громко, свет не включается. Чтобы этого избежать, необходима репетиция в условиях, приближенных к реальным. Отработайте все в пустом зале. И несколько раз. Если вам помогает ассистент, убедитесь, что он четко усвоил последовательность действий.

Если вы прилежный человек, отрепетируйте и возможные экстремальные ситуации, такие как отключение света, перегорание лампы в проекторе, поломку колонок и другие.

Помогите людям увидеть то, о чем говорите

Если есть возможность показать продукт — его нужно показать. Но иногда это не получается. Чтобы вызвать картинку перед внутренним взором публики, опишите объект красочно, используя глаголы визуализации. Выглядит это примерно так: «Представьте себе, как…», «Давайте рассмотрим следующие…», «Давайте взглянем на это иначе…», «Если присмотреться к этой проблеме пристальнее…». При этом жестикуляция должна быть активной и способствовать созданию воображаемых картин. Если вы, например, говорите: «Только представьте: в прошлом году показатели составили двадцать тысяч единиц, в нынешнем — сорок, а в следующем мы ожидаем рост до ста тысяч единиц», хорошо не просто сопровождать эти слова взмахами рук, а показывать пантомиму, обозначая высоту воображаемого столбика в двадцать тысяч, затем в сорок тысяч, а в конце, еле дотягиваясь, сто тысяч единиц.

Создавайте «кино»

Хотите еще больше увеличить визуальный эффект? Тогда насыщайте свою речь глаголами движения. Именно они превращают разрозненные картинки в анимацию. Вот пример, как привычные фразы можно превратить в кино:

Примеры того, как глаголы движения превращают фразу в кино

Разомните мышцы лица

С утра две минуты погримасничайте, глядя на себя в зеркало. Активно. Не задерживайтесь на одной гримасе более чем на четыре секунды. Это разминает мышцы лица, стимулирует кровообращение, делает вашу мимику более живой. Кроме того, лицо станет более подтянутым и здоровым на вид. Это очень важно: аудитория должна видеть здорового, бодрого, энергичного, сильного, уверенного в себе человека. Действует сильнее всяких слов.

Откажитесь от трибуны

Выступая за трибуной, вы лишаете себя возможности воздействовать на нее по основному каналу — визуальному. К тому же за трибуной нельзя двигаться, а статичные объекты привлекают внимание любого смотрящего меньше, чем движущиеся. И еще. Очень важно, какие ассоциации у публики связаны с тем местом, откуда вы выступаете. Если с этой же трибуны в течение нескольких часов звучали нудные доклады, вам будет очень сложно сломать выработавшийся у публики стереотип.

За трибуну стоит становиться, если незадолго до этого оттуда прозвучал блестящий доклад, в ходе которого в зале царило оживление. Но даже в этом случае в ходе выступления стоит начать перемещаться.

Будьте «своим»

Публика всегда обращает внимание на одежду оратора. И относится настороженно к тем, кто выходит на сцену в необычном образе. Через одежду люди считывают, какой вы для них — «свой» или «чужой». Иногда это влияет даже больше, чем все, что вы говорите.

По материалам книги «Камасутра для оратора».

Купить: 

МИФ WB

Читай-город

Обложка: unsplash

Похожие статьи