Если вы когда-нибудь разрабатывали бизнес-стратегию, то знаете, насколько это непросто. Не случайно для этого занятия даже придумали отдельную специализацию консультантов. Одна из причин сложности задачи заключается в многочисленных подвохах, подстерегающих в процессе работы. Какие именно встречаются ловушки и как их обойти — изучаем с бизнес-мангой «Стратегия бизнеса Кадзуми». Это новый формат книг, где сложные знания подаются в увлекательном формате: комикс + теория.
Ловушка 1: готовые схемы
Схем для создания стратегии придумали множество. SWOT-анализ, пять сил Портера и позиционирование, концепции основных стратегий: нишевая, лидерства по издержкам, дифференциации. Более того, существуют доминирующая стратегия, стратегия Ланчестера, стратегия голубого океана. Вариантам нет числа.
Самая распространенная ошибка, которую допускает почти каждый, — создавать стратегию на основе готовых схем и заимствованных концепций, не адаптируя их. При использовании такого способа не удается получить гибкой, динамичной стратегии, только шаблонный вариант. К сожалению, он неэффективен. Каждая компания имеет свои уникальные потребности, а данные схемы и концепции не смогут ответить нашим ожиданиям, поскольку они слишком стандартизированы.
Виды стратегических ловушек.
Ловушка 2: подмена проблемы
Вы могли встречать множество некорректных «стратегий», таких как сокращение издержек, дифференциация для создания конкурентного преимущества, повышение маркетинговой эффективности. Эти инициативы представляют собой лишь обратную сторону проблемы и не дают реальных решений.
Сократить издержки, если они слишком высоки, не значит вникнуть в суть проблемы, то есть причину высоких издержек. Неизвестно, стали ли высокие издержки результатом отсутствия конкурентного преимущества. Нельзя даже утверждать, действительно ли необходимо сокращать издержки для создания этого конкурентного преимущества.
Любой бизнес сталкивается со множеством проблем. Невозможно решить их все. Чтобы создать преимущество и найти истинную причину проблемы, придется выбрать, что действительно надо изменить или улучшить. Только когда все факторы тщательно проанализированы, можно разработать настоящую стратегию. Любые инициативы, подменяющие проблему, не учитывают эти факторы и не способны привести к результату.
Ловушка 3: игнорирование информации от сотрудников
Эффективная стратегия всегда учитывает данные фронтлайна — сотрудников первой линии взаимодействия с клиентами. Для понимания ситуации важно узнать мнение людей, с которыми клиент сталкивается в первую очередь. Это могут быть продавцы, консультанты, сотрудники отдела поддержки. Стратегия, основанная исключительно на информации из вторых рук не считается настоящей. Она лишена практического и реалистического содержания и не будет пользоваться поддержкой работников на местах. Задача составителя стратегии — этого не допустить.
Ловушка 4: вычурная терминология
Другая частая ошибка — стратегия, приукрашенная модными концепциями и терминами, которые наводят лоск, но лишены глубины. Деловой мир постоянно придумывает новые трендовые слова и выражения. Омниканальность — самый яркий образец последних лет. Такие концепции, как SCM, CRM, Web2.0 и Freemium, уже стали классическими примерами.
Конечно, нет проблемы в том, чтобы использовать в стратегии термины и модные выражения, если вы правильно понимаете их значение. Но если бездумно перечислять слова, они потеряют свой смысл и никак не помогут приблизиться к результату.
Ловушка 5: непонимание, как обстоят дела
Отсутствие четкого понимания ситуации тоже может стать ловушкой во время работы над стратегией. В качестве примера можно назвать такие ошибки, как переоценка сильных сторон, некорректный анализ рыночной структуры или недооценка ваших конкурентов, — все это способно привести к губительным последствиям. Чтобы избежать такого исхода, назначьте ситуационный анализ в качестве одной из главных задач и выделите на него достаточно ресурсов. Если вы проведете грамотный анализ, можно сказать, что работа выполнена на 70%.
Ловушка 6: стандартная стратегия
Есть еще одна проблема: правильное понимание ситуации и логическое мышление могут вести к стандартизированной стратегии, как у всех. Конечно, шанс на успех при этом остается. Даже при одинаковых стратегиях безукоризненная реализация способна принести компании конкурентное преимущество и вывести в лидеры. С другой стороны, стандартная стратегия означает, что вы соперничаете со схожими стратегиями, а следовательно, все сводится к финансовой стабильности и устойчивости.
У финансово сильной компании при этих же обстоятельствах все равно остается возможность обойти конкурентов. Некоторые осознанно выбирают стратегию, как у финансово менее сильных конкурентов, чтобы вытеснить их с рынка. К примеру, корпорация Toyota часто использует подобный метод. Проанализируйте все возможные варианты, чтобы принять лучшее решение.
По материалам книги «Стратегия бизнеса Кадзуми»
Купить книгу: МИФ / Читай-город / Ozon / Лабиринт
Обложка: freepik