Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
ИИ-прогнозирование для бизнеса
5 февраля 279 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Прогноз — это ключевой фактор принятия решений. Он тем точнее, чем больше высококачественных данных получает ИИ. Рассказываем о том, как работает ИИ-прогнозирование. Материал подготовлен по книге «От предвидения к власти».

Прогнозы и корреляция

В какой стране мира вы ни проходили бы курс статистики, вас непременно предупредят: корреляция — это не обязательно причинно-­следственная связь. Например, в производстве игрушек в США существует сильная корреляция между рекламой и доходами. Расходы на рекламу резко возрастают к концу ноября и остаются высокими примерно в течение месяца. В этот период игрушки разлетаются с прилавков.

Уже только на основании этих данных может возникнуть соблазн увеличить объем рекламы в остальное время года.

Например, если в апреле потратить на нее столько же, сколько за месяц до Рождества, доход тоже должен бы вырасти. Но этого не происходит. Расходы на рекламу игрушек в апреле значительно ниже, чем в декабре. Это означает, что прогнозируемые последствия увеличения рекламных расходов в апреле нельзя подтвердить фактическими данными. Корреляция между помесячной выручкой и вложениями в рекламу не означает, что последние способствуют росту продаж. Что, если близость Рождества влияет и на потребительское поведение, и на рекламную активность?

Прогнозные машины сами по себе не дают информации о том, что произойдет с апрельскими продажами игрушек, если изменить рекламную стратегию . Чтобы обнаружить взаимозависимость, необходимо обратиться к другому типу статистических исследований — анализу причинно-­следственных связей. Как и в сфере ИИ, в этой области за последние несколько лет также удалось добиться значительного прогресса (подтверждение тому — Нобелевская премия по экономике 2021 года). Эти инструменты дополняют ИИ: поставляют ему данные, необходимые для эффективного прогнозирования во многих ситуациях.

Во многих ситуациях в бизнесе данные доступны. Если нет, то их часто можно получить из экспериментов.

Эксперименты в бизнесе занимают больше времени, чем в играх, поскольку проводятся с учетом быстроты мышления человека, а не скорости проведения симуляции, доступной для компьютера. Тем не менее это мощный инструмент, позволяющий собирать полезные исходные данные для ИИ.

В статистике рандомизированное исследование — основной инструмент выявления причинно-­следственных связей. Это золотой стандарт при испытании новых медицинских препаратов и методов лечения. Пациенты случайным образом распределяются по двум группам: одни получают лекарственное средство, другие — плацебо. Хотя группы не идентичны — все люди разные, — различия представляют собой результат случайного отбора. При достаточном количестве участников в каждой группе можно сделать вывод о том, какой результат дало то или иное лечение. Если эксперимент организован правильно, то по собранным данным можно судить о причинно-­следственной зависимости, а не просто о корреляции.

Суть прогнозирования

Рассмотрим решение о проведении или об отказе от финансовой операции. Ключевой момент в его принятии — прогнозирование мошенничества. Предлагается транзакция, включающая запрос на платеж, то есть перевод средств с одного счета на другой. Если транзакция одобрена, деньги переходят в другие руки, что приводит к обмену реальных товаров и услуг. Если операция отклонена, деньги остаются у владельца, что препятствует перемещению реальных товаров и услуг.

Тот факт, что сделка вообще требует одобрения платежа, объясняется тем, что ошибки дорого обходятся. Если разрешить транзакцию, которую проводит человек, не владеющий счетом, это повлечет за собой целый ряд обязательств и проблем. Но отклонение легитимной транзакции нарушит реальный обмен товаров и услуг, лежащий в основе хозяйственной деятельности.

Вероятно, вы решите, что в таком случае нужна система, полностью исключающая ошибки. Однако проблема не в том, чтобы избежать упущений. Проведя тщательный анализ и потратив на это достаточно времени, банк, скорее всего, добьется успеха.

Проблема заключается в том, что полное исключение ошибок требует огромных затрат.

Транзакции замедлятся, комиссионные за них возрастут, и, кроме того, банковские операции станут неудобными. В конце концов, если так дорого обходится изменение записей на счетах, совершаемое при помощи цифровых сообщений, то не лучше ли вернуться к старым добрым наличным и расплачиваться прямо в момент сделки?

Вместо этого банки играют в угадайку, чтобы заставить систему работать.

Им требуется оценить вероятность ошибок. Если слишком жестко подходить к одобрению транзакций, то есть риск отклонить многие законные операции и получить в итоге недовольных клиентов. Если же придерживаться слишком мягкого подхода, это развяжет руки мошенникам. Кроме того, затруднится возврат неправомерно потраченных средств, что напрямую скажется на прибыли банка.

Таким образом, необходимы определенные стандарты жесткости, чтобы сбалансировать потенциальные — и неизбежные — ошибки. ИИ — это средство, с помощью которого банки лучше играют в угадайку и сокращают количество ошибок. ИИ, по сути, не борется с мошенничеством, а совершенствует способность банков отделять законные операции от мошеннических с гораздо меньшими затратами — то есть с помощью прогнозирования.

Современные системы платежей значительно автоматизированы. Необходима высокая степень уверенности в том, чтобы получить одобрение транзакции. Именно в этой ситуации на помощь приходит искусственный интеллект. Он использует весь имеющийся у банков объем информации о клиентах, моделях поведения, времени и месте проведения операций и вырабатывает на ее основе прогноз законности транзакции. За последние два десятилетия точность прогнозов повысилась. В настоящее время широко распространены инструменты ИИ для выявления мошенничества в сфере банковских и финансовых услуг. По отзывам компаний, точность этих инструментов заметно прогрессирует .

Например, бизнес компании Verafin — это прогнозирование, и, поскольку ИИ представляет собой большое достижение в области прогностических технологий, эта и подобные ей компании, несомненно, станут его первыми бенефициарами. Банки и прочие финансовые учреждения также широко используют прогнозирование.

Одобрение или отклонение транзакций — суть их бизнеса. Чем эффективнее принимаются такие решения, тем эффективнее деятельность самих организаций, которые задействуют всю доступную им информацию. Как выяснилось, компания Verafin сумела аккумулировать необходимые данные, используя свои техники обучения и совершенствования алгоритмов на основе транзакций, проводимых тысячами финансовых учреждений и их клиентов. Лидерство на рынке прогнозирования дается непросто. У компании Verafin на это ушло почти два десятилетия. Но суть в том, что прогнозирование всегда было и остается ее бизнесом, а искусственный интеллект открыл перед ней новые возможности его развития.

Купить книгу: МИФ / Ozon / Читай-город

Похожие статьи