Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
Как делать дела и не залипать в телефон. Вопросы, ответы, советы
5 января 582 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Можем ли мы им управлять своим вниманием? Не теряем ли свободу воли в цифровой среде? Множество социальных и технических факторов влияют на внимание — это структура интернета, таргетированные алгоритмы, социальная динамика, личность, эмоции и доступность медиа. До какой степени этими факторами обусловлено внимание при работе с устройствами? Управляем ли мы своими мыслями и поступками, хватаясь за смартфон и заходя в соцсети?

В этом материале из книги «Метавнимание» — вопросы, ответы (а главное — советы) по теме концентрации внимания в цифровой среде.

Кто прав?

Вначале о свободе воли. Споры о ней ведутся еще со времен Платона и Аристотеля и не утихают в нашу цифровую эпоху. Мы думаем, что сами выбираем, кем быть и что делать. Но сейчас многие жалуются, что против желания заходят в соцсети и кликают на рекламу.

Вот два противоположных мнения о свободе воли в цифровом контексте.

1. Я могу сосредоточиться без проблем, самостоятельно выбираю, сколько времени проведу в соцсети и в почте, не играю часами в видеоигры и могу остановиться, когда захочу.

2. Я не чувствую, что управляю собой, сидя за компьютером. Мной командуют уведомления и всплывающие окна. Делаю много дел сразу, мне не дают выбора. Чувствую себя беспомощным, не могу изменить свое положение в цифровом мире.

Кто же прав?

Пространство, время и свобода воли

Ни за что не догадаетесь, кто был большим противником свободы воли. В 1905 году статья «Электродинамика движущихся тел» произвела переворот в физике, а потом и во всем мире, изменив привычный взгляд на пространство и время. Альберт Эйнштейн стал мировой знаменитостью.

Его мнение о собственных способностях было более чем скромным: «Моей заслуги в этом нет. Все предопределено. Мы можем делать то, что хотим, но мы можем хотеть только то, что должны делать. Я должен вести себя так, будто свобода воли существует»

Что Эйнштейн имел в виду? Сложившееся мнение таково, что он родился гением, много работал и создал теорию относительности. Но сам Эйнштейн считал, что у всего есть первопричина. Он говорил, что люди заблуждаются, думая, что сами выбирают свой путь, — так луна могла бы верить, что вращается, как ей вздумается. Эйнштейн полагал, что человек не выбирает, как ему жить. Он не был одинок в своей точке зрения. Бихевиористы уверены, что поведение человека зависит от условий социальной и физической среды.

Рефлекторные решения

Против свободы воли свидетельствуют снимки мозга. По данным исследований, некоторым категориям действий предшествуют подсознательные механизмы. В классическом исследовании участникам говорили, какие движения руками совершить, например согнуть руку в запястье. Момент действия участники выбирали сами.

Оказалось, что на четыреста миллисекунд раньше сознательного движения в мозге активировался потенциал готовности. Эксперимент продемонстрировал, что действие начинается на подсознательном уровне, до того как шевельнется рука. То есть сначала был подсознательный импульс, а потом к делу подключался мозг. Но участники считали, что сознательно решали, когда шевелить рукой.

Результаты эксперимента применимы и к проверке сообщений в смартфоне.

Если спросить кого-нибудь, он ответит, что захотел проверить уведомление, но движение руки было рефлекторным, то есть решение, скорее всего, было принято подсознательно.

Третья точка зрения

Наше поведение с устройствами проясняет еще одна, третья точка зрения на свободу воли. Это так называемый мягкий детерминизм, нечто среднее между скептицизмом и верой в свободу воли. Мягкий детерминизм допускает влияние факторов и условий на поведение. Оно может объясняться наследственностью, воспитанием и средой, но частично, а не полностью.

Внутри этих рамок мы решаем, как поступать.

Согласно мягкому детерминизму, несмотря на все прошлые и нынешние обстоятельства, право выбора остается за нами. Это замечательно, потому что говорит о том, что мы все же можем управлять своим вниманием в цифровой среде.

Сознательные и машинальные действия качественно различаются, и за них отвечают отдельные участки мозга. Свобода воли подразумевает сознательный контроль. Включая компьютер, мы планируем действия: прочитать новости, зайти в соцсеть, доделать отчет. Решение принимается во фронтальной коре, она отвечает за планирование и находится в области лба. Далее система вознаграждения определяет, что принесет нам положительные или отрицательные эмоции, и с помощью участков мозга, отвечающих за внимание, мы выбираем первое.

Но некоторые действия, которые мы считаем сознательными, могут на самом деле оказаться машинальными — например, клик на таргетированную рекламу, сформированную алгоритмом, который тщательно изучал нашу личность, или на мигающий баннер, привлекающий внимание.

Машинальной реакции трудно сопротивляться.

Так же наши предки реагировали на движение в кустах, где мог скрываться хищник, поэтому мы мгновенно, не контролируя себя, переводим взгляд на баннер, который мигает или содержит привлекательные ключевые слова. Еще машинальная реакция проявляется, когда мы тянемся за телефоном, кликаем на значок уведомления соцсети или почты, что может быть продиктовано социальными факторами, например желанием сохранить социальный капитал.

Действие происходит прежде, чем мы его осознаем.

Машинальная реакция хороша тем, что не расходует умственные ресурсы и, следовательно, экономит силы. Но в то же время такое поведение может быть вредным, если отвлекает от основных целей. Кроме того, частое машинальное поведение формирует привычку, после чего исполнительной функции становится сложнее его прекращать, поэтому так сложно после многих лет не взять в руки смартфон лишний раз.

Советы

В повседневном использовании компьютеров и смартфонов перед нами стоит задача не потерять из виду цели. От них непрестанно отвлекают соблазны, которых в интернете предостаточно. Вместо работы можно два часа просидеть в соцсети или за просмотром видео.

Общий вопрос свободы воли сводится к конкретной решаемой задаче субъектности (способность действовать по собственному выбору в границах своих возможностей, осознавая причину и следствие своих действий, контролируя их и помня про ограничения среды).

Субъектность имеет четыре составляющие: намерение, предварительное обдумывание, саморегуляция и самоанализ с коррекцией поведения. Всем понятно, как эти качества реализовать в реальности. Например, некто хочет поступить в институт. Предварительно он обдумывает, что будет, если поступить в институт в другом городе. Саморегуляция поможет готовиться к экзаменам, вместо того чтобы развлекаться. Самоанализ понадобится, если неудачно выбрать место работы, тогда за этим последует коррекция поведения — смена работодателя.

Сложнее представить, как эта схема работает в цифровой среде, особенно в сфере контроля внимания. Намерением может быть решение написать месячный отчет, ответить на письма или почитать ленту в соцсети. Предварительное обдумывание (скажем, последствий посещения соцсети) не происходит, потому что действие кажется слишком незначительным.

  • Но все же стоит задуматься, какие итоги будут в конце дня с учетом этого решения.

Самоанализ и коррекция поведения очень важны для контроля внимания, потому что мы можем проанализировать свое поведение с устройствами и изменить его. Например, вы понимаете, что слишком долго играете, и перестаете это делать. Как именно? Мы знаем, что меняться трудно, но эту задачу можно облегчить, выяснив причины своего поведения.

  • Для субъектности важно верить, что вы можете измениться, но прежде надо осознать, что вы хотите изменить.

Аналитическое мышление пригодится везде, но в нашем случае оно помогает в трех вещах: оценке запаса умственных ресурсов, при искушении переключить внимание на что-то не относящееся к текущей задаче и для понимания, не пора ли закончить машинальные действия. Метаосознанность помогает заметить нехватку ресурсов внимания и потребность в перерыве.

  • Если вы работаете без перерывов и к концу дня совершенно выматываетесь, заведите привычку спрашивать себя, что я чувствую, могу ли продолжать работу, или пора отдохнуть.

Таким образом вы всегда будете в курсе уровня своих ресурсов и сможете брать перерыв, не доводя себя до изнеможения. В состоянии усталости нормально полистать соцсети или поиграть в игры, это дает передышку, хотя полезнее было бы встать и пройтись.

В любом случае можно научиться следить за временем. Спрашивайте себя, отдохнули ли вы уже, не уклоняетесь ли от работы, и если да, то почему. Может быть, у вас что-то вызывает затруднения и стоит обратиться за помощью. Или вам просто скучно, а листать ленту друзей интереснее.

  • Анализируйте поведение — и сможете управлять вниманием. Задавайте себе вопросы, как профессиональный наблюдатель.

Метаосознанность — как мышцы, ее можно развивать. Поначалу иногда забываешь задавать себе вопросы, но потом это входит в привычку. Можно записать вопросы на бумажках и развесить на видных местах. С привычкой к метаосознанности ваши действия станут целесообразными. Постепенно у вас разовьется аналитический подход к своему поведению.

  • Прежде чем зайти в соцсеть или начать играть, подумайте, каковы в этом случае будут итоги утра или всего дня.

Вы знаете свои привычки и можете представить, сколько времени проводите в соцсети или на новостных сайтах. Если вам свойственно терять счет времени, вообразите, как двадцать минут (или два часа) скажутся на работе (или личной жизни) через несколько часов.

Допустим, у вас есть несколько задач: сделать презентацию, написать комментарии, ответить на письма и сообщения, а еще вы ищете квартиру. Вам захотелось почитать ленту друзей, но обычно вы зависаете в соцсети на час. Что вы не успеете из-за этого? Например, не доделаете презентацию или просидите с ней допоздна. Пожалеете ли вы тогда, что зря потратили столько времени? Думайте о последствиях своих действий.

Цели важны, но без визуального образа они легко забываются.

Чем подробнее вы представляете их, желательно вместе с эмоциями, тем прямее путь к ним. Образ в краткосрочной — а может, и в долгосрочной — перспективе притормозит вас перед переключением внимания. Вам будет легко представить последствия своих нынешних действий в контексте достижения целей. Картина желаемого будущего (завершение работы, отдых, эпизод любимого сериала, книга перед сном) — сильный мотиватор.

Из книги «Метавнимание».

Похожие статьи