Бизнесхак
Когда несколько сантиметров делают свое дело
27 октября 276 просмотров
Бизнесхак
Когда несколько сантиметров делают свое дело
27 октября 276 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Размышляя о природе коммуникации, большинство фокусируется лишь на одной составляющей — вербальном общении. Конечно, слова имеют значение, но, к сожалению, только их недостаточно. «Мы слышим то, что мы видим». Невербальные сигналы составляют 65–90% нашего общения.

Изучим один из харизматичных невербальных сигналов, описанных в книге «Взломай код общения». Его используют лидеры, чтобы выглядеть привлекательно. Такие сигналы являются примером удивительного сочетания высокой теплоты с высокой компетентностью.

Пять чувств

Сыграем в небольшую игру. Что бы вы сейчас ни делали — сидя или стоя, — наклонитесь, пожалуйста, слегка вперед. Не слишком далеко, всего на несколько сантиметров. Постарайтесь задержаться в этой позе на десять секунд. Как вы себя чувствуете? Замечаете что-нибудь необычное?

Это простое движение активирует определенную часть мозга, благодаря которой вы начинаете чувствовать мотивацию. В ходе эксперимента исследователи обнаружили, что, когда они просили участников наклониться вперед, у тех повышалась нейронная активация в левой лобной коре головного мозга.

Она связана с желанием действовать и мотивацией — именно тут зарождается стремление двигаться вперед, покорять новые горизонты.

Контрольная группа, которую попросили откинуться назад, сидя на стуле, не проявила повышенной активации в лобной коре. Подавая корпус вперед, мы чувствуем желание действовать. Когда откидываемся назад, мы его теряем. Мы тянемся к людям, вещам и идеям, которые нам нравятся.

Когда мы наклоняемся, нам легче активировать наши пять чувств:

— мы наклоняемся, когда хотим что-то разглядеть;
— мы наклоняемся, когда хотим что-то расслышать;
— мы наклоняемся, когда хотим прикоснуться;
— мы наклоняемся, когда хотим что-то понюхать;
— мы наклоняемся, когда хотим взять что-то и попробовать на вкус.

Если мы чем-то заинтересовались или нам что-то нужно, мы стараемся приблизиться.

Таким образом, логично, что мы расшифровываем наклон вперед как проявление любопытства. Нам нравится, когда к нам тянутся через стол. Когда кто-то подает корпус вперед, к нам, — это высший комплимент, потому что так мы чувствуем себя интересными и желанными. Тут много и не надо — всего несколько сантиметров сделают свое дело.

Сигнал опасной зоны

В рамках одного исследования ученые попросили участников посмотреть на фотографии людей, наклоняющихся вперед или откидывающихся назад. Затем их спросили, насколько им симпатичен каждый из людей на фото. Результаты предсказуемы: те, кто сидел наклонившись вперед, казались более привлекательными.

Есть одно большое заблуждение на эту тему: считается, что, откидываясь назад, мы выглядим круто. Но это неверно. Делая так, человек обычно горбится — а это сигнал опасной зоны. Одна из наименее харизматичных поз на свете — сидя, откинувшись назад и ссутулившись, слушая, как собеседник делится чем-то важным. Лидеры всегда стараются подавать корпус вперед.

Наклониться — самый быстрый способ выглядеть (и почувствовать себя) заинтересованным и вовлеченным в беседу.

Наклон всем корпусом — все равно что невербальный жирный шрифт. Эта поза лишний раз подчеркивает все то, чем вы только что поделились.

Можно наклоняться со следующими целями:

— Подчеркнуть то, что кажется важным, говорите ли это вы или кто-то другой;

— Выразить согласие — вам хочется продемонстрировать собеседнику: вам так нравится сказанное им, что вы хотите подойти ближе, чтобы лучше его услышать. Это также мотивирует вас стараться лучше понять его слова;

— Выразить участие: если вы чувствуете духовное родство с кем-то или хотите показать, что вы на одной волне. Это особенно заметно в первые несколько минут общения.

Забавный совет. Взаимодействие без обмена микробами

Если вы не хотите пожимать руку или как-то иначе прикасаться к другому человеку в знак приветствия, можно немного подать корпус в его сторону. Зоолог Десмонд Моррис однажды записал в режиме slow motion, как разные люди приветствуют друг друга, и обнаружил, что некоторые лишь слегка наклонялись, как будто обозначая свое намерение обняться, — без фактического объятия.

Когда стоит наклониться

— Когда вы разговариваете с коллегами или партнерами и хотите показать им, насколько вы их поддерживаете, интересуетесь их идеей и увлечены.
— Когда вы хотите привлечь внимание к чужой идее и показать, что вы с ней согласны.
— Когда вы проводите презентацию, чтобы подчеркнуть самые важные моменты.

Когда не следует наклоняться

— Когда вы не согласны с окружающими. На самом деле слушать собеседника, не наклоняясь к нему, — уважительный способ показать, что вам не нравится сказанное им.
— Когда вам нужно создать пространство вокруг себя или обозначить границы. Есть ли в вашей жизни токсичный человек? Не наклоняйтесь вперед. Стойте прямо, будьте тверды.
— Если вы ощущаете, что скорее отвесили поклон, чем наклонились, значит, вы переусердствовали.

Из книги «Взломай код общения».

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи