Бизнесхак
Портрет клиента и каналы продвижения. Как их определить на этапе планирования бизнеса
9 августа 448 просмотров
Бизнесхак
Портрет клиента и каналы продвижения. Как их определить на этапе планирования бизнеса
9 августа 448 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

В предыдущей статье мы разбирались, как создать прототип и быстро протестировать бизнес-идею. Следующий шаг — понять: кто будет пользоваться вашими товарами и услугами и где вы можете встретить своего покупателя.

На вебинаре курса «Свой бизнес: начало» предприниматель и социолог Артем Вахрушев рассказал, как узнать своего клиента еще на этапе планирования бизнеса. Приводим фрагмент вебинара. А в конце делимся полезными советами, в действенности которых Артем убедился за годы предпринимательства.

Целевая аудитория: зачем нужен «портрет клиента»?

Описать будущих клиентов можно двумя способами: с помощью критериев или составления образа конкретного человека.

Способ 1: описываем критерии

Например, вы планируете открыть офис турагентства в новом торговом центре в спальном районе. Кто будет потенциальным покупателем?

  • Пол — женский.
  • Возраст — 25-45 лет
  • Социальный статус:
    • хорошо одета
    • замужем, кольцо на пальце
    • средний чек на кассе продуктового магазина — 5 000 руб.
  • Место проживания — в радиусе 1–2 км от торгового центра.

Нас интересует поток покупателей продуктового магазина в том же торговом центре. Привлекаем промоутеров, которые будут бесплатно раздавать магниты с логотипом вашего агентства у кассы магазина, а взамен собирать номера телефонов покупательниц, подходящих под критерии. С помощью этого способа вам удастся сформировать первую базу клиентов.

Способ 2: описываем реального человека

Для воплощения этого способа нам понадобятся социальные сети. С их помощью мы можем найти много ценной информации — люди любят рассказывать о себе.

Вводим популярное имя с фамилией в строку поиска, вбиваем подходящие критерии (место жительства и возраст) и выбираем одну наугад.

В профиле социальной сети вы найдете необходимую информацию. По ней можно описать конкретного человека, который станет гипотетическим портретом клиента. Используем реальные данные и сочетаем их с нашей фантазией.

Жирным шрифтом выделены точки контакта: где мы можем пересечься с потенциальным клиентом. Например, мы знаем, что Марина отводит детей в школу, значит, мы можем разместить рекламу на информационной доске в школе или на сайте dnevnik.ru.

Вы можете узнать больше о способах контакта с клиентами в книге Игоря Манна «Маркетинг без бюджета».

Карта эмпатии

Когда вы поймете, кто ваш клиент, необходимо глубже изучить его потребности и описать эмоциональные приоритеты.

Точки контакта и каналы продвижения

От точек контакта зависят каналы продвижения. На моменте составления портрета клиента нужно продумать: где я могу встретить своего покупателя?

Не ограничивайте себя онлайн-продвижением. Доверяют разным источникам: СМИ, рекламным буклетам управляющей компании дома, местному телевидению.


Отбираем локации, придумываем способ привлечения внимания. Представьте, куда может посмотреть человек?

Например, точка контакта — торговый центр, канал продвижения — промоакции. В торговых центрах клеят навигацию на полу, но это можно использовать как канал продвижения: основная масса смотрит себе под ноги.

Полезные советы

  • Всегда используйте несколько сценариев для формирования прогноза продаж.
  • Панацеи не бывает, всегда используйте несколько каналов.
  • Пишите тексты сами (копирайтинг) — можно привлекать специалистов, но никто не сможет лучше вас описать товар, попасть в душу клиента. Также изучите специфику рекламы товара/услуги, чтобы случайно не нарушить закон.
  • То, что нельзя измерить, нельзя и улучшить — отслеживайте эффективность инструментов, в которые вкладываете деньги. Если вы не будете понимать, сколько канал привлекает клиентов, то потратите деньги впустую.
  • Нельзя вечно планировать. Нужно переходить от слов к делу!

По материалам курса «Свой бизнес: начало».

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи