business_idea
Бизнесхак
Мечтать или действовать? Как с помощью прототипа оценить жизнеспособность бизнес-идеи
26 июля 439 просмотров
Бизнесхак
Мечтать или действовать? Как с помощью прототипа оценить жизнеспособность бизнес-идеи
26 июля 439 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Можно годами мечтать о собственном бизнесе или пытаться двигаться вперед, учась на собственных ошибках. А можно создать бизнес-модель, быстро протестировать идею и понять, стоит ли ее масштабировать.

На вебинаре курса для начинающих предпринимателей «Свой бизнес: начало» социолог и предприниматель Артем Вахрушев рассказал, как за 8 часов оценить бизнес-идею, не потратив при этом ни рубля. Делимся фрагментом вебинара.

Бизнес-модель: экономим время и деньги

Бизнес-модель — это прототип вашего будущего бизнес-плана — документа, подтверждающего основные действия и гипотезы, которые вы будете реализовывать. Он нужен и для инвесторов.

Преимущества бизнес-моделей

  • 8 часов вместо 80 на одну бизнес-идею
  • можно прорабатывать много бизнес-идей
  • затраты — 0 руб.

Основные ошибки

  • Начинать сразу с бизнес-плана — большого, серьезного документа, куда входит маркетинговая стратегия, управление рисками, финансовые показатели. В итоге мы тонем во всем этом и бросаем.
  • «Моделирование» — это несерьезно. На самом деле, бизнес-модель — один из этапов оценки вашей бизнес-идеи, который позволяет сэкономить время перед написанием бизнес-плана.
  • Непонимание ценности идеи и бизнеса. Если мы своими ценностями не попадаем в боль клиента, то можем пролететь по всем фронтам.

Бизнес-модель. Из чего состоит?

business_idea2
Прежде чем стартовать, важно ответить на 9 вопросов:

  1. Ключевые виды деятельности
  2. Ключевые ресурсы
  3. Ключевые партнеры
  4. Издержки
  5. Ценность
  6. Клиенты
  7. Каналы сбыта
  8. Взаимодействие с клиентом
  9. Доходы

Предположим, вы сгенерировали идею, потратив на это двое суток. Еще за двое суток создали бизнес-модели нескольких идей. После этого можно углубляться, детализировать и параллельно начинать работу.

Как пользоваться таблицей?

business_idea1

Цветом выделено 4 основных раздела. Слева — все, что касается ключевых партнеров и ресурсов, необходимых для работы. Они формируют структуру ваших издержек.

Например, ключевой ресурс для осуществления предпринимательской деятельности — лицензия. На нее однозначно нужно потратить время и деньги.

Справа находится все, что приносит вам доход: клиенты, к которым вы добираетесь через каналы взаимодействия и сбыта.

В центре стоит ценность. Здесь мы говорим о том, какую потребность нашего клиента мы закрываем прежде всего. Потому что от этого зависит, каким будет портрет клиента и продукт, который мы сможем сделать.

В нижней части таблицы переводим все в деньги. Естественно, так как мы говорим про бизнес-проект, доходы у нас должны превышать расходы.

Пока это очень приблизительные расчеты, проверка базовой гипотезы. Но уже на этом этапе вы сможете понять, куда вам двигаться дальше: проработать каждый проблемный блок (например, недостаточность дохода или партнеров на территории) или сразу перейти к следующей идее.

По материалам курса «Свой бизнес: начало»
Обложка: unsplash

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи