Кругозор
Ценообразование: почему одинаковые товары стоят по-разному
22 июля 325 просмотров
Кругозор
Ценообразование: почему одинаковые товары стоят по-разному
22 июля 325 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Нередко можно слышать, что один и тот же продукт продается разными продавцами по разным ценам, что якобы противоречит экономике спроса и предложения. Обычно такие рассуждения называют «одинаковыми» те вещи, которые на самом деле не таковы. Разберемся, почему бывают различные цены за «одну и ту же» вещь, по книге «Принципы экономики».

Разные условия — разные цены

Физически идентичные вещи часто продают по разным ценам. Обычно это происходит из-за различных сопутствующих условий.

Товары, которые продаются в красиво оформленных магазинах с вежливым, приятным квалифицированным персоналом и легкой системой возврата, вероятно, будут дороже, чем точно такие же товары, представленные на каком-нибудь не страдающем излишествами складе-магазине и не подлежащие возврату.

Один журнал в Северной Калифорнии сравнил общую стоимость идентичных наборов продуктов питания от одних и тех же брендов в различных продовольственных магазинах своего региона. Оказалось, что стоимость колеблется от 80 долларов в самом дешевом магазине до 125 долларов в самом дорогом. Даже в трех разных супермаркетах одной сети Safeway цена варьировалась от 98 до 103 долларов.

Частично разница в цене объясняется стоимостью недвижимости в разных районах: магазин с самыми низкими ценами расположен в более дешевом Фримонте, а магазин с максимальными ценами находится в Сан-Франциско — городе с дорогой недвижимостью. Поскольку стоимость земельных участков, на которых стоят магазины, отличается, то и цены, взимаемые с покупателей, тоже, поскольку они призваны компенсировать разницу.

Склады и время

Еще одна причина разницы в цене — стоимость поддержания складских запасов. Самый дешевый магазин имел на складе только 49% товаров из списка покупок, тогда как во всех трех магазинах Safeway на складах имелось более ¾ товаров из этого списка. Ценовая разница отражает разницу в стоимости поддержания больших складских запасов, хотя физически эти товары одинаковы.

Меняются также затраты пользователей, выраженные временем, проведенным за покупками. Сюда включается количество часов и минут, которое клиент тратит на передвижение между магазинами в поисках нужной ему вещи и которое он проводит в очередях к кассе. Один дорогой супермаркет получил оценку «отлично» за скорость обслуживания от 90% клиентов, тогда как одному из дешевых магазинов-складов такую оценку дали только 12% покупателей. Клиенты магазина платят и деньгами, и временем, поэтому потребители, ценящие время больше денег, часто предпочитают заплатить больше, чтобы сэкономить драгоценный ресурс и избежать раздражения от ожидания в длинных очередях или необходимости ходить из одного магазина в другой, чтобы купить все продукты, включенные в их список покупок.

Иначе говоря, люди, совершающие покупки в разных магазинах, платят разную цену за разные товары, хотя на первый взгляд они кажутся одинаковыми, если оценивать исключительно их физические характеристики.

Из книги «Принципы экономики».

Картинки: источник.

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи