Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Лидерство и менеджмент в эпоху перемен
9 июня 2022 1 853 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Многие до сих пор считают, что «лидерство» и «менеджмент» — прерогатива определенных должностей. Исследования говорят, что это не так. В контексте структуры современной организации, которой уже более ста лет, это значит, что лидерством занимаются несколько человек, находящиеся на вершине иерархии, а большая группа, расположенная посередине, ответственна за управление — менеджмент. Во многом такие представления верны: именно поэтому концепция до сих пор и существует. Но реальное положение дел в организациях, процветающих в быстро меняющемся мире, все чаще выглядит иначе. Как именно, рассказываем в этом материале, подготовленном по книге «Стратегии перемен».

Лидерство vs менеджмент

Быть лидером — значит задавать направление, формулировать образ будущего, сплачивать людей вокруг этого образа и давать им мотивацию и вдохновение для дальнейших действий. Лидерство мобилизует людей, помогая им преодолеть значительные барьеры, пройти через перемены, несмотря на все трудности, а в отдельных случаях — добиться поистине поразительных результатов.

А теперь противопоставим лидерство менеджменту. Последнему лучше всего подходит определение «набор структур, правил и действий, позволяющий системам людей и технологий работать надежно и эффективно, несмотря на размеры структуры, географическую распределенность и другие усложняющие факторы».

Одна из причин, по которой корпорации, правительства и другие организации испытывают трудности, состоит в том, что они нередко путают менеджмент и лидерство, не осознавая разницы между ними.

Менеджмент часто называют лидерством, особенно если им занимаются люди, близкие к верхушке иерархии.

Большинство современных организаций воздвигают барьеры перед лидерством на нижних уровнях, а когда кому-то все-таки удается проявить лидерские качества, им обычно подбирают другое название: инициативность, хороший менеджмент, высокий потенциал. Но определение того, что такое лидерство с точки зрения поведения и достижений, станет совершенно ясным, если почитать биографии людей, которых историки единогласно отнесли к великим лидерам.

В их действиях видна четкая закономерность: эти люди либо жили в беспокойные времена и играли важнейшую роль, вдохновляя и мотивируя других адаптироваться и побеждать, либо сами создавали беспокойные времена, предлагая образ лучшего будущего, а затем вдохновляли и мотивировали других на воплощение этого образа в жизнь.

В обоих случаях перемены, случившиеся благодаря им, настолько значительны, а достигнутые результаты настолько хороши, что их помнят даже столетия спустя.

Лидеры

Исследования ярких лидеров дают нам много информации о том, как справиться с переменами в наши дни.

Лучшие лидеры создавали вокруг возможностей ореол безотлагательности. Они доносили свое послание до широких масс, и многие верили, что тоже смогут получить выгоду от этих возможностей. Они завоевывали сердца и умы с помощью стратегии и страсти. Они вдохновляли множество людей на скоординированные действия против различных организационных и человеческих барьеров, фонтанируя позитивной энергией и называя возможности.

Они делали все для того, чтобы успехи случались быстро и часто, и широко их праздновали, поддерживая общее волнение. А еще они понимали, что поддерживать чувство безотлагательности и уровень энергии необходимо до тех пор, пока работа над инициативами не будет успешно завершена.

Сейчас становится все яснее, что великие лидеры избегали распространенных ловушек и мобилизовали других к действию не от случая к случаю, не один раз, а постоянно, многократно, часто — в течение многих лет. Новейшие исследования показывают, что именно это и необходимо организациям в новую эпоху скорости, сложности и нестабильности — похожие действия, предпринимаемые не раз в десять лет, а постоянно.

Команды-лидеры

Результат подобной активности часто ошеломляет. Таких лидеров начинают считать притягательными, героическими, харизматическими фигурами.

Причинно-следственные связи, однако, нередко идут в противоположном направлении.

Дело не столько в том, что обаяние заставляет других добиваться поразительных результатов, сколько в том, что поведение, основанное на понимании человеческой природы, современных организаций и лидерства во времена перемен, мобилизует людей и они получают выдающиеся результаты, несмотря на все препятствия. Именно эти достижения создают впечатление, что лидер является героической и харизматической фигурой.

Последняя идея крайне важна: она помогает объяснить, почему организации, не имеющие ярких лидеров, — то есть, проще говоря, практически все организации — тоже способны добиваться невероятных результатов.

Они могут собирать разносторонние команды, которые запускают очень похожий процесс мобилизации и ведут за собой других, чтобы добиться великих перемен. Исследования успешного лидерства во времена перемен показывают, что команды становятся движущей силой для широкомасштабных изменений, когда ведут себя в соответствии с набором руководящих принципов.

Во-первых, они спрашивают и с себя, и с других за выполнение задач категории «я обязан», но при этом понимают, что для мобилизации людей в условиях быстрых перемен жизненно необходим настрой «я хочу» — эмоционально позитивный, практически волонтерский.

Во-вторых, их подход рациональный и аналитический, но при этом они завоевывают сердца других, чтобы добиться настоящего энтузиазма и того самого позитивного добровольческого настроя «я хочу».

В-третьих, они хорошие менеджеры и максимально грамотно обеспечивают планирование, организацию и контроль, что так необходимо современным организациям. Сейчас у них появилась еще одна общая черта: они стимулируют и поддерживают лидерские качества многих сотрудников, не только своих коллег — топ-менеджеров.

В-четвертых, они используют небольшие, тщательно подобранные группы для решения конкретных задач, связанных с переменами. Но вместе с тем рассчитывают и на разностороннюю команду — довольно большую группу, которая обладает достаточными объемами информации и контактами, чтобы определить, какие перемены необходимы и как их добиться, преодолевая особенности человеческой природы и организационные барьеры.

Эти четыре пункта можно считать руководящими принципами для ускорения перемен в сложных организациях. Они помогают запустить процесс лидерства, вдохновляющий других на активные действия; эти вдохновенные действия, в свою очередь, порождают новых лидеров, которым удается преодолевать всё новые организационные и человеческие факторы, препятствующие переменам, и добиваться результатов.

А результаты порождают новые возможности.

Из книги «Стратегии перемен».
Фото: источник.

Похожие статьи