Знакомая ситуация: человек становится начальником и вдруг меняется. Забывает о чуткости, не слышит сотрудников, считает себя лучше других. Рассказываем, как понять, что власть влияет на вас и что с этим делать.
Почему мы меняемся?
Как оставаться человеком на работе
«В прошлом году я консультировала одного топ-менеджера, назовем его Стив. — пишет Лу Соломон, консультант и специалист Harvard Business Review. — Начальник сообщил ему, что тот неправильно использовал полномочия, которыми его наделили на новой должности. По его словам, Стив научился доказывать свою правоту на совещаниях, но при этом словно выкачивал весь кислород из комнаты. После повышения он разучился работать в команде и превратился в выскочку, который все знает лучше других. Одним словом, лишился чуткости».
Ух, неприятно однажды понять, что превратился в такого руководителя. Источник
Многие руководители меняются подобным образом. Но почему? Оказывается, личная власть лишает нас сочувствия. Дачер Келтнер, писатель и социальный психолог, провел ряд исследований и доказал, что люди на руководящих позициях испытывают дефицит эмпатии, а также хуже «читают» эмоции и подстраивают поведение под других людей. Фактически власть меняет мозг.
Как это происходит?
Сначала медленно, а затем внезапно. Все начинается с мелких плохих решений, принятых неосознанно. Например, руководитель может давить на других авторитетом, требовать особого обращения, принимать решения в одиночку и настаивать на своем.
Трансформация происходит незаметно. Источник
Если такого человека остановит полицейский и обвинит в превышении скорости или вождении в нетрезвом виде, тот возмутится и завопит: «Да ты знаешь, кто я?!». И дальше по списку.
Люди начинают идти за мечтой, а в итоге приобретают лишь раздутое эго. В какой-то момент они перестают щедро делиться своими привилегиями и начинают использовать их в корыстных целях.
Как понять, что я не в порядке?
Самое неприятное — увидеть такого властолюбивого типа в зеркале. Для профилактики задавайте себе вопросы. Воспользуйтесь нашей анкетой из книги «Как оставаться человеком на работе».
1. Есть ли у меня группа поддержки, в том числе друзья, члены семьи и коллеги, которым я дорог, несмотря на должность, и которые помогут мне не зазнаться?
2. Есть ли у меня коуч, наставник или просто надежный собеседник?
3. Говорили ли мне о том, что мои слова расходятся с делом?
4. Требую ли я привилегий?
5. Сдерживаю ли я мелкие малоприятные обещания, которые не находятся в центре внимания?
6. Вовлекаю ли я других в свою работу?
7. Принимаю ли я решения самостоятельно? Отражают ли эти решения мои истинные ценности?
8. Признаю ли я свои ошибки?
9. Я один и тот же человек на работе, дома и в дружеской компании?
10. Считаю ли я, что для людей вроде меня есть исключения или особые правила?
Отвечайте честно. Если вы часто требуете привилегий, всегда считаете себя правым и не можете признать ошибку, если вокруг вас осталось мало друзей и вы не отвечаете за свои слова, то пора что-то делать.
Что делать?
Что могут сделать руководители, если они опасаются злоупотребления властью? Во-первых, обратиться к другим людям. Рискнуть и попросить прокомментировать вашу работу. Хороший коуч поможет вам вернуть эмпатию и снова начать принимать правильные решения. Но пусть вам дают обратную связь самые разные люди: семья, друзья, коллеги. Вместо простых вопросов («Как я справляюсь?») задавайте сложные («Как мои установки и стиль управления влияют на сотрудников?»).
Преодолеть парадокс власти помогает осознанность. Вот несколько советов, как с ней работать.
Рассуждайте
Начните работать над самосознанием. Уделяйте внимание чувствам, которые дает вам ваша власть. Вот что пишет Роберт Чалдини, профессор психологии и один из авторов книги «Психология убеждения»:
«Мое исследование показало, что власть ввергает нас в состояние мании, заставляет чувствовать силу, энергию, могущество, желание денег и иммунитет к рискам. Но новые исследования нейробиологов показали, что простые размышления об этих чувствах и эмоциях, например „Я чувствую, будто могу управлять всем миром“, активируют участки лобных долей, которые помогают сдерживать ненужные импульсы».
Представьте, что говорите с другим человеком или психологом. Признайтесь себе в своих чувствах. Источник
Учитесь признавать и называть чувства радости или неуверенности — так вы с меньшей вероятностью примите неразумные решения. Если вы признаетесь себе в том, что разочарованы в чем-то и поймете, что с этим делать, то меньше шансов, что на людях будете проявлять агрессию.
Анализируйте свои действия
Пытайтесь анализировать свое поведение и действия. Перебиваете ли вы людей? Унижаете или смущаете других своими шутками? Присваиваете себе успех команды? Забываете имена коллег? Тратите гораздо больше денег, чем раньше, или пренебрегаете здоровьем?
Возможно, ваше поведение кажется вам безобидным, но наверняка подчиненные думают иначе. Уделяйте внимание трем практикам — эмпатии, благодарности и щедрости. Они помогут вам оставаться благородным лидером даже в самых тяжелых условиях
Благодарность
Когда вы кого-то благодарите, это тоже положительно влияет на вас. И на людей вокруг. Студенты, которых поддерживают преподаватели, чаще берутся за сложные задачи. Люди, выражающие благодарность другим членам нового коллектива, чувствуют бо́льшую привязанность к команде через несколько месяцев. А когда менеджеры благодарят своих сотрудников, те работают продуктивнее и проявляют больше вовлеченности.
Иногда нужно просто сказать «спасибо». Источник
Профессор психологии Дачер Келтнер и Майкл Краус провели исследование команды Национальной баскетбольной ассоциации. И выяснили, что игроки, которые физически проявляют свою благодарность, например с помощью объятий и ударов грудью, вдохновляют остальных игроков на лучшую игру. В сезон они выигрывают почти на две игры больше.
Щедрость
Простые проявления щедрости не менее важны. Исследования показали, что люди, которые делятся с коллегами новыми идеями или поддерживают их в проектах, воспринимаются как лидеры, достойные уважения и влияния. Майк Нортон из Гарвардской школы бизнеса обнаружил, что сотрудники чувствуют себя более удовлетворенными и продуктивными, когда их организации предлагают возможность сделать взнос в благотворительные фонды прямо на работе.
Но я же босс!
Кажется, что постоянно следовать этике «хорошей власти» непросто, когда ты босс и несешь ответственность за результаты на работе. Но это не так. Вы можете укреплять свою эмпатию, благодарность и щедрость ежедневно: на собраниях команды, презентациях, переговорах и встречах по обмену обратной связью. Вот парочка советов, как это делать.
Как практиковать эмпатию
— Во время разговора задавайте один-два значимых вопроса, которые касаются работы или жизни собеседников.
— Внимательно слушайте. Повернитесь в сторону собеседника, поддерживайте зрительный контакт, выражайте в голосе интерес и участие.
— Когда вам сообщают о проблеме, выразите сопереживание фразами «Сочувствую» и «Представляю, как тебе было тяжело». Избегайте осуждения и не давайте советов.
— Перед совещанием подумайте о человеке, с которым вам предстоит общаться. Представьте, что происходит в его жизни.
Личный пример. Артуро Бежар, технический директор Facebook читает эмпатию приоритетом в управлении командами дизайнеров, разработчиков и аналитиков данных. Он поощряет открытые вопросы на совещаниях и всегда внимательно слушает. Бежар слегка наклоняется к собеседнику и тщательно записывает его идеи в блокнот. Такие простые проявления эмпатии показывают его сотрудникам, что он понимает их опасения и стремится к общей победе.
Как практиковать благодарность
— Сделайте благодарность частью своего повседневного общения.
— Вовремя отправляйте электронное сообщение с подробным выражением благодарности сотрудникам, которые хорошо выполнили работу.
— Открыто признавайте ценность каждого сотрудника для команды, включая вспомогательный персонал.
— Используйте правильные прикосновения, например похлопывания по плечу или жесты «дай пять», чтобы отметить успех коллег.
Личный пример. Когда Дуглас Конант возглавлял Campbell Soup Company, он уделял огромное внимание культуре благодарности в организации. Ежедневно он с ассистентами искал в электронной почте и внутренней сети новости о сотрудниках, «менявших компанию». Конант лично писал от руки письма с благодарностью за вклад в общее дело каждому из них, от старших руководителей до рабочих цехов. По его оценкам, он писал не меньше 10 писем в день — около 30 000 писем за десять лет его руководства. Многие сотрудники вешали их над своими рабочими столами.
Благодарность — это не так уж сложно. Источник
Есть и другие несложные практики, которые помогут сотруднику почувствовать свою значимость: некоторые руководители дарят небольшие подарки, устраивают праздники в честь сотрудника месяца и создают виртуальные и реальные «доски благодарности», на которых коллеги могут сказать спасибо друг другу.
Как практиковать щедрость
— Проводите время со своими подчиненными.
— Делегируйте важные и статусные обязанности.
— Щедро хвалите.
— Делитесь славой. Благодарите всех, кто внес свой вклад в успех команды или организации.
Личный пример. Директор киностудии Pixar Пит Доктер мастерски владеет последней практикой. Наверняка вы знаете один из его мультфильмов — «Вверх». Когда профессор психологии Дачер Келтнер спросил Доктера, как он придумал это, в ответ он показал список из имен 250 человек — сценаристов, аниматоров, актеров, художников, дизайнеров, редакторов, программистов и других людей, принявших участие в проекте. Когда его спрашивают о невероятном успехе «Головоломки», он дает похожий ответ.
Забота помогает создать здоровую атмосферу в коллективе. Источник
Эмпатия, благодарность и щедрость помогут вам избежать парадокса власти. Люди начнут работать лучше, и в вашей команде укрепится атмосфера сотрудничества. Вы тоже не останетесь внакладе: улучшите свою репутацию, укрепите позицию лидера и получите огромное удовольствие, заботясь об интересах остальных.
По материалам книги «Как оставаться человеком на работе»
Обложка отсюда