Бизнесхак
Зачем OKR, если есть KPI? Как простой фреймворк может изменить культуру в компании
24 мая 248 просмотров
Бизнесхак
Зачем OKR, если есть KPI? Как простой фреймворк может изменить культуру в компании
24 мая 248 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Многие путают OKR — систему постановки целей и ключевых результатов — с KPI — ключевыми показателями эффективности. А некоторые и вовсе считают, что это одно и то же. Так ли это? И зачем вообще бизнесу система OKR? Попробуем разобраться вместе с экспертами курса «Управление в эпоху перемен» и основателями OKR Академии Натальей Гульчевской и Ириной Сукманюк.

На курсе «Управление в эпоху перемен» вы не только подробно изучите OKR, но и пропишете ясную и конкретную стратегию, по которой сможете перевести на этот фреймворк свою компанию, свой отдел или же свои личные цели. По промокоду BLOG скидка 10%. Присоединяйтесь.

Run и Change

Все процессы в компании можно разделить на два типа: Run и Change. Первые помогают поддерживать текущий бизнес. Вторые направлены на изменения и инновации.

Система KPI подходит для Run-процессов — тех, которые понятны и проверены. Как двигатель в автомобиле, где все элементы должны двигаться с определенным тактом. Если получается — участники получают вознаграждение, машина движется вперед.

Проблема в том, что, когда компания находится только в ритмичном движении, она не меняется. А значит, в перспективе может проиграть.

Здесь на помощь приходит OKR — этот фреймворк позволяет настроить Change-процессы, поставить амбициозные цели и дать возможность компании быть более гибкой. А еще уточнить ожидания: что нужно сделать и кто над этим работает?

В отличие от KPI, метод OKR не контролирует ежедневную деятельность сотрудников и не используется для наказания или поощрения.

Проще говоря, OKR вдохновляет, а KPI помогает держать уровень.

От директивной культуры — к коучинговой

Вам не нужно отказываться от использования KPI, чтобы внедрить OKR: обе системы могут существовать параллельно. Вы даже можете использовать одни и те же метрики, но смысл у них будет разный.


Пример того, как с помощью OKR отслеживают цели и результаты в компании «Свеза»

«Другой вопрос, что внедрение OKR чаще всего требует перестройки культуры в компании с директивной на коучинговую, — комментирует Наталья Гульчевская. — В методологии OKR цели обсуждаются коллегиально, а не спускаются сверху, как KPI. Для этого мы проводим в компаниях специальные сессии — фактически сессии командного коучинга — на которых люди учатся договариваться. Этот процесс, безусловно, занимает больше времени, чем постановка KPI. Но он меняет культуру и в долгосрочной перспективе приносит лучший результат».

В системе OKR цели ставятся коллегиально. Не навязываются сверху, как KPI, а обсуждаются на всех уровнях.

Разберем пример компании «Свеза» — крупнейшего в России производителя фанеры из березы. Вот как принимались решения в компании раньше:

  • команда топ-менеджеров формулирует цели и KPI;
  • их спускают сотрудникам;
  • начинается цикл работы.

А вот как компания действует после внедрения OKR:

  • формулировка целей в командах;
  • обсуждение среди топ-менеджеров;
  • корректировка в командах;
  • согласование целей между командами с участием топ-менеджмента;
  • окончательная формулировка OKR.


Схематично процесс постановки целей по методике OKR можно представить в виде буквы М.

Это и есть коучинговый подход — помочь человеку разобраться, чего он хочет и как поймет, что этого достиг. Такой процесс занимает больше времени — но в то же время меняет культуру и позволяет каждому максимально раскрыть свой потенциал.

Больше кейсов внедрения OKR рассмотрим на курсе «Управление в эпоху перемен», который стартует уже 2 июля. Успехами и провалами в прямом эфире поделятся сотрудники разных компаний: СДЭК, inDriver, Divan.ru, Эконика. Не забудьте промокод BLOG. Он дает скидку 10% на любой тариф.

Фото на обложке отсюда

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи