Бизнесхак
Метод «случайного слова» для решения бизнес-задач
29 марта 436 просмотров
Бизнесхак
Метод «случайного слова» для решения бизнес-задач
29 марта 436 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Творческое мышление не требует постоянной правоты. Правильным обязан быть лишь конечный результат. Мыслить латерально означает сойти с проторенной дороги в туман и искать в нем наугад до тех пор, пока не найдется естественная тропа. Необходимость же быть правым на каждом шаге является одним из самых серьезных препятствий на пути к новым идеям.

Это фраза Эдварда де Боно, британского психолога и писателя. Он придумал и развивал технологию под названием «случайное слово», помогающую везде, где нужно хорошенько подумать — в бизнесе в том числе. Рассказываем о ней подробнее, отыскав описание в книге «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Подлодка-кенгуру

Взрыв мозга состоит в добавлении (перенесении) признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, на нашу систему. Делается это ради отключения логики и критического мышления, которое автоматически — подсознательно — отсекает решения, кажущиеся «бессмысленными».

Выберем объект: подводная лодка. И случайные объекты: эрозия, кенгуру, компас. Соединим их свойства с подлодкой. Свойство компаса — стрелка всегда показывает на север. Перенос: подводная лодка способна двигаться только вдоль магнитных силовых линий и по глубинным течениям. Безмоторное движение под водой совершается медленно, но зато дешево: в будущем такие своеобразные подводные «парусники» можно будет использовать для транспортировки грузов или туризма.

Кенгуру передвигается скачками, опираясь на хвост. Пусть и подлодка скачет! Порт расположен на дне. Лодка совершает прыжок, отталкиваясь от дна, — до следующего порта.

Эрозия — процесс разрушения почвы. Пусть подводная лодка так же разрушает воду во время движения: превращает в пар, как в «Тайне двух океанов» Г. Адамова, или разлагает комплексы молекул на составные части, как в рассказе В. Журавлевой «Снежный мост над пропастью».

Результат: подводная лодка, которая начинает движение, отталкиваясь от дна, как кенгуру, для того чтобы набрать начальную скорость. При этом она попадает в подводное течение, где разворачивает «парус» и плывет, разлагая перед собой воду для уменьшения лобового сопротивления.

Как решить мою задачу?

Напишите десять случайных слов-объектов, которые первыми приходят в голову (например: кот; кока-кола; спешка; береза; любовь; лестница) — желательно максимально далеких от сути ситуации, с которой вы работаете. И включайте взрывающий мозг вопросник:

Как бы решил задачу… кот? Как решить эту задачу с помощью… лестницы? Может ее решить береза?

А что, если добавить спешку как требование к вашему процессу? Что, если выполнять требуемые операции с любовью?

Стоп, стоп, стоп. Сразу возникает вопрос: ну, как применить березу к задаче, скажем, по улучшению клиентского опыта в кофейне?

Зачастую метод «случайного слова или объекта» неприменим впрямую. В этой ситуации помогает «морфологический ящик», или метод фокальных объектов: вы используете не саму березу (кота, любовь), а связанные с ними свойства: береза — пятнистая, плакучая, растет в роще; кот — пушистый, мягкий, самостоятельный, когтистый. Эти свойства — пятнистость берез, пушистость котов — тоже становятся арсеналом. Примените их к вашей задаче, и решения, пока еще странные и сырые, понемногу начнут проникать в зону сознательного.

А что, если решать задачу по шажочкам, идя как по ступенькам лестницы? Или построить лестницу целей для сотрудников?

А если дать занятым в процессе сотрудникам какие-то аспекты «сладкой жизни» (сладкой, как Coca-Cola)?

А если сделать подразделение предельно самостоятельным (как коты) — и пусть приходят с результатами, когда сами посчитают нужным?

Появившиеся идеи фиксируйте, невзирая на их сырость, непроработанность, странность. Постепенно увидите, что случайные слова открывают совершенно новый кластер решений. Ради этого мы и провоцировали мозг.

Алгоритм поиска неожиданного решения через случайный вброс всегда один и тот же: фокусировка на задаче → список случайных вбросов → комбинирование задачи и вброса → обширный список странных идей → доработка самых интересных.

Но не попадите в ловушку!

Случайные вбросы должны быть действительно спонтанными. Наш мозг реагирует стремительно и может незаметно подобрать для нас наиболее «удобные» (а значит, недостаточно провокативные) случайные слова и объекты. И сила метода резко уменьшится.

Из книги «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи