Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Нанять нельзя вырастить. Как усилить компанию хорошим PR-специалистом
20 апреля 2021 1 370 просмотров

Андрей Коннов, CEO коммуникационного агентства Konnov media
Андрей Коннов, CEO коммуникационного агентства Konnov media

Каким должен быть современный пиарщик — рассказывает CEO коммуникационного агентства Konnov media Андрей Коннов.

Публичность — один из драйверов роста любой компании. Чем больше о вас знают, тем больше клиентов, тем сильнее доверие к бренду и тем интереснее партнеры в ваших проектах.

Однако сегодня становится настолько много информации, что пробиться через «информационный шум», окутывающий нас с экранов смартфонов, становится все сложнее. Да и многие люди, занимающиеся PR-технологиями, не могут точно сформулировать, что входит в обязанности пиарщика. Вроде делают все: покупают шефу билеты в командировки, пишут пресс-релизы, продумывают презентации нового продукта, отвечают на звонки журналистов, даже договариваются о публикации статей, а результата нет. О компании мало кто знает, пресс-релизы не печатают, презентации так и остаются лежать неоткрытыми письмами на почтах клиентов. Благо, что шеф в командировку слетал. И то вернулся недовольный (там тоже о его компании никто не знает).

Так каким должен быть современный PR-специалист, который поможет развивать бизнес и не станет проедать бюджет компании?

Два базовых навыка PR-консультанта

На открытом рынке сложно найти готового специалиста, который удовлетворил бы вашим требованиям. Слишком быстро меняются каналы донесения информации, у людей остается мало времени на освоение нового, да и не факт, что полученные знания им пригодятся. Выход один — взять специалиста с определенными базовыми навыками, а остальному обучить. «Джентльменский набор» пиарщика состоит из двух весьма непростых параметров. Остальному можно научить в процессе работы.

  1. Иногда лучше писать, чем говорить

Умение писать — наверное, один из главных пунктов в нашем «комплекте навыков пиарщика». Под ним мы подразумеваем работу в СМИ с большим портфолио материалов. Если человек может понятно излагать мысли на широкую аудиторию, то это гарантия, что специалист сможет и написать сценарий для ролика, и составить питч для рекламы на радио, и генерировать хорошие посты в соцсети. Конечно, чему-то придется подучиться, где-то накопить опыта, но в целом он справится.

Идеально, если ваш кандидат ранее работал в информационном агентстве. Задача корреспондентов в таких СМИ — максимально оперативно, раньше конкурентов сообщать информацию. Зачастую пресс-конференция еще не закончилась, а они уже отсылают готовый текст. Это считается высшим пилотажем.

  1. Общение во всех его проявлениях

Пиарщик должен любить общаться во всех форматах — онлайн и офлайн. С развитием технологий мы стали больше общаться в соцсетях и меньше вживую. Мы не раз наблюдали картину: нанимают молодого специалиста, он все делает отлично, пишет в Instagram хорошие приглашения блогерам о сотрудничестве, но боится звонить. И наоборот: если взять человека в возрасте, он может активно и хорошо общаться по телефону, но в соцсетях ориентироваться плохо. А между тем важно не только не бояться первого контакта, но и знать, как его наладить.


Пиарщик должен чувствовать себя раскованно в общении и онлайн, и офлайн. Источник

Некоторые журналисты воспринимают входящие звонки от незнакомых номеров как вторжение в личное пространство. Для них существует только общение в WhatsApp или Telegram. Звучит, конечно, пугающе, но «журналист, ненавидящий звонки от новых номеров» — такая же печальная реальность, как и «пресс-секретарь, не берущий трубки при звонках с незнакомых номеров». Впрочем, вторые пока сущеcтвуют в качестве исключения в некоторых госструктурах, а вот первые уже давно стали обыденностью в ряде сфер, например в банкинге.

Между старыми и новыми медиа

Фразы типа «телевизор уже никто не смотрит» или «Telegram — помойка, которой никто не верит», вскользь произнесенные на собеседовании, должны стать лакмусовой бумажкой и сигнализировать о профнепригодности кандидата. Почему? У ТВ-канала, особенно федерального, есть свои сайт, чей домен насчитывает не один десяток лет и замечательно выдается поисковыми сетями. Таким образом, если вы вводите запрос, на тему которого выходил телевизионный сюжет, то именно это видео поисковик выдаст на первой строчке, переплюнув материалы ряда топовых блогеров. А еще у того же ТВ-канала есть свой YouTube-канал, который также стабильно собирает много комментариев и просмотров. А если добавить тот факт, что поколение Z называют еще и «поколением YouTube», то получится, что сюжет на федеральном канале всколыхнет интернет и обязательно достучится до молодой аудитории.

То же самое и с новыми медиа: по названиям Telegram-каналов делают передачи на федеральном ТВ, некоторые «телеги» цитируют лучшие деловые издания, блогеры попадают на обложку глянцевых изданий и пишут книги, которые охотно печатаются лучшими издательствами.

Таким образом, грань между старыми и новыми медиа стерлась. Ориентироваться надо во всех источниках.

При собеседовании попробуйте задать простые вопросы: как кандидат относится к современному телевидению? Какие каналы смотрит? А также поинтересуйтесь, какие Telegram-каналы читает претендент и на каких блогеров подписан. Важен не только ответ, но и реакция на вопрос.

Как пиар отразится на продажах

В крупных строительных компаниях и госучреждениях PR существует как отдельный департамент. Это объясняется тем, что там он решает во многом задачи, не связанные с увеличением продаж. Чаще всего это антикризисное реагирование и все, что связано с выборами. Однако в большинстве коммерческих структур уже давно принято считать PR частью общего маркетинга компании. А это значит, что PR-консультант должен понимать, как его деятельность и те статьи, которые он разместит в СМИ, могут отразиться на продажах. Например, большинство СМИ являются партнерами «Яндекса» и размещают у себя его рекламу, а это значит, что если ваша фирма использует «Яндекс Директ», то на страницах СМИ с упоминанием вашей компании или личности генерального директора, можно показывать рекламу вашего бренда по минимальной цене и получать новых клиентов.

Другой вариант — связка постов в социальных сетях и рекламы. Это когда пиарщик пишет провокационный пост, который нацелен на вызов реакции. При этом даже негативной. Чем больше реакции вызывает пост, тем чаще он будет мелькать в ленте новых пользователей, а ваш аккаунт в Instagram/Facebook соберет новые охваты. Позже можно показать рекламу ваших услуг всем, кто хоть как-то отреагировал на этот аккаунт (реклама на взаимодействовавших с профилем). А если пост был острый, то можно показать рекламное сообщение, в котором вы сожалеете о сделанном поступке и в качестве извинения даете скидку/бонус на ваш товар. Работает безотказно.

Конечно, мало кто из PR-специалистов настраивает рекламу в интернете. Но если на собеседовании кандидат скажет, что вел свои блоги на специализированную тему и «поднимал посты через рекламу», настраивая в интерфейсе Facebook, — это очень хороший знак. Или, например, если кандидат скажет, что для оповещения людей о мероприятии ему доводилось настраивать рекламу в «Яндексе» — уделите этому претенденту больше внимания.

Три сестры — SMM, SERM, SEO — и брат их PR

Люди не верят компаниям. Люди верят людям. Именно поэтому сегодня отзывы играют едва ли не большую роль, чем профессиональные премии и рейтинги. Но это еще полбеды. Согласно исследованиям компании We are social, в 2020 году пользователь интернета проводил в соцсетях в среднем 2,5 часа в день. Именно в соцсети мы выплескиваем самые яркие эмоции и охотно делимся эмоциями других людей, транслируя все это на своих страницах. Это значит, что даже если вы публикуете статью на топовом портале, но она вызывает негативную реакцию, это накладывает отпечаток и на вашу компанию.

Более того, название ряда брендов могут совпадать с фамилиями зарубежных футболистов, псевдонимами писателей, моделями автомобилей, вэйпов и так далее. Такое совпадение означает, что когда пользователь будет искать вашу компанию через поисковик, то на релевантные сообщения и статьи он наткнется, только пробравшись сквозь десятки ссылок на новости футбольного мира. Чтобы такого не происходило, важно регулярно вести, например канал на «Яндекс.Дзен», заполнять профили в справочниках, давать информацию в хорошо индексируемые СМИ.

Мечта любого шефа, чтобы сайт читали не только сотрудники, но и клиенты и даже конкуренты компании. А еще чтобы он выпадал хотя бы на первой странице «Яндекса», когда вводятся ключевые запросы из серии «агентство страхования грузоперевозок» или «страхование ответственности бизнесмена». Для этого важно учитывать ряд факторов: сайт не должен быть зараженным, домен желательно иметь старый, страницы важно адаптировать к мобильным устройствам и регулярно публиковать новости по вашей тематике с правильно прописанными в тексте и заголовке ключевыми словами.

И, естественно, вишенкой на торте становятся информационные войны с конкурентами, а также просто недоброжелателями. Каждый раз, когда очередная компания выходит на IPO, номинируется на премию, планирует открыть филиал в европейской стране, о ней «внезапно» всплывает компромат сразу на разных языках, о первых лицах начинают писать на порталах, посвященных криминалу. При этом сообщения поражают своей абсурдностью — вплоть до того, что исполнительный директор компании пользовался той же моделью телефона, что криминальный авторитет из некой ОПГ. Такие сообщения важно топить в другого рода информации, оттесняя их позитивными инфоповодами, которые должны публиковаться каждый день и как можно в более влиятельных СМИ.


Один из навыков хорошего пиарщика — умение генерировать информацию о компании. Источник

Конечно, пиарщик не может знать детали и структуры такого рода продвижения. Но он должен разбираться в общих принципах. Чтобы понять, насколько он в теме, предложите на собеседовании несколько простых задач.

  1. Что делать, если о вас вышла негативная статья и вам предложили снять ее за деньги сами авторы портала. Соглашаться или нет? Как действовать дальше?
  2. Как решить проблему совпадения названия компании с именем селебрити? Можно ли пробиться сквозь инфопоток и как это сделать?
  3. Как действовать, если ваши хейтеры создали группу «Вконтакте» с названием «Реальные отзывы о компании Х»? В ответе смотрим не только на то, что говорит собеседник, но и на фактуру изложения.

Визуализируй это

Человек сначала читает заголовок и смотрит на картинку и лишь потом, если интерес возникнет, переходит к тексту или нажимает «воспроизвести видео». Именно поэтому важно, чтобы специалист по связям с общественностью владел хотя бы азами работы в графических/видео редакторах. Это не обязательно Photoshop, вполне подойдет более простая, но приятная Canva или приложение Pixaloop — для базовых потребностей. У дизайнера не всегда хватает времени, а пост надо выдать сейчас, или вывесить баннер для таргетированной рекламы, или склеить несколько частей речи директора. Здесь нужны поверхностные навыки работы в программах, и лучше, чтобы ими владел ваш специалист.

Как правило, мы просто спрашиваем у претендента — в каком приложении он обрабатывает фото или работает с видео? Иногда человек честно сознается, что с фото он не очень, зато вот видео… Или говорит, что был опыт работы в программе такой-то, там он обрезал, осветлял картинки или создавал инфографику. На самом деле овладеть азами работы в такой программе можно за 1-4 часа, и этого уже будет достаточно, чтобы сэкономить время и средства компании.

Телефонная книга — больше амбиций

Пандемия показала то, насколько важно иметь прямые налаженные контакты с журналистами. Когда все компании перешли на удаленку, первое, на что перестали обращать внимание, — это входящие письма на корпоративную почту, указанную на сайте. А следом — на входящие сообщения в социальных сетях. Во многих СМИ эти почты и сообщения читали в лучшем случае секретарь или внештатный SMM-специалист, а с приходом коронакризиса об этих обязанностях и вовсе забыли.

Для бизнеса это значит, что вы можете сколь угодно долго предлагать классные инфоповоды или партнерство с вашей компанией, но о ваших инициативах просто никто не узнает или прочтут спустя пару месяцев, когда уже будет не актуально.

Поинтересуйтесь у будущего специалиста, есть ли у него «налаженные контакты в СМИ», кого из журналистов знает, в каких отношениях находится.

Автор статьи Андрей Коннов — CEO коммуникационного агентства Konnov media, PR-консультант, журналист, член президиума Национальной ассоциации цифровой экономики (НАЦЭ)

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи