Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Что заставляет нас мыслить шаблонно?
24 марта 2021 4 130 просмотров

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Человеческий мозг — тот еще выдумщик лайфхаков. Он придумал хитрости, чтобы экономить свою энергию и справляться со всем потоком информации, который обрушивается на нас сразу после пробуждения. Они называются «когнитивными искажениями» и хорошо справляются со своей задачей экономии, но заставляют нас мыслить на «автопилоте», шаблонно и стандартно.

Таких искажений насчитывают 175 видов, их можно объединить в несколько групп и начать с ними работать.

Когнитивные искажения — это хорошо или плохо?

Задумываетесь ли вы, просматривая соцсети, что и на это бесполезное действие, которое приносит нам только удовольствие, мозг тратит энергию. Сразу после пробуждения он начинает работать. Вы просыпаетесь и тянетесь за телефоном, думаете о планах — на каждое действие уходит немного энергии. Чтобы сохранить ее для задач поважнее, мозг оптимизировал некоторые задачи: работа с огромными потоками информации, быстрота принятия решений и поиск смыслов. Вместе с экономией мы получили еще кое-что.


Источник

Работа с огромными потоками информации

Когда информации становится больше, мозг учится ее фильтровать. Отсекать ненужное и оставлять то, что заслуживает внимания. Как мясник, который готовит на витрину самые сочные куски мяса (простите меня, вегетарианцы). Такой подход позволяет нам работать с большим объемом информации.

Отсекая лишнее, мы не видим картины целиком. Нет гарантий, что мы отфильтровали действительно неважное.

Например, мозг с легкостью запоминает информацию, если она кажется ему необычной. Смешной, нестандартной, страшной, привлекательной. В то время как что-то обыденное, что мы часто встречаем в жизни, чаще всего пропускаем.

Или вот еще пример — «эффект якоря». Суть этого искажения в том, что мы привязываемся к первоначальному факту. Во время принятия решения «цепляемся» за первую мысль. Даже если она проигрышная, а после нее прозвучало много рациональных, все равно мы будем придерживаться первоначального плана.

Этот эффект используют в продажах и в переговорах, когда первая озвученная цена становится точкой, с которой начинают обсуждение. Гуру продаж и переговоров советуют первоначальную цену ставить всегда в свою пользу.

Мой любимый пример про работу с информацией. Часто слышу фразы типа этой: «Стоило мне об этом подумать, как всюду начали появляться знаки, подтверждающие мои мысли». Наверняка вы тоже замечали, стоит проголодаться, как везде возникают напоминания о еде.

Мозг интерпретирует всю поступающую информацию так, чтобы она согласовывалась с его точкой зрения. Не знаки появляются, чтобы подать вам сигнал, что вы правы, вы сами находите знаки, которые выгодно поддерживают вас.


Источник

Поиск смыслов

Чтобы выжить, нам надо понимать, что и как устроено в этом мире, поэтому каждую вещь, явление или систему стремимся наполнить смыслом.

Вспомните детскую игру, где на листе хаотично изображены пронумерованные точки. Нужно последовательно их соединить, чтобы увидеть картинку.

Вся наша жизнь — это такой хаос из пронумерованных точек. Наша задача нарисовать рисунок, несмотря на то, что некоторые точки без номеров, а где-то их и вовсе нет.

Из разрозненных кусочков информации, которые мозг оставляет в качестве самых важных, он собирает целое, заполняя пустоты прошлым опытом.

Есть такое понятие из психологии — функциональная ошибка атрибуции. Я пока не знаю человека, который бы не испытал на себе это.

В чем суть? В своих ошибках человек чаще всего винит внешние обстоятельства, в чужих ошибках винит внутренние качества человека. С успехами — все наоборот.

Например, во время сдачи экзамена по вождению причиной своей неудачи становится «плохое настроение экзаменатора», «мне дали самую старую машину» или «все из-за того водителя, который меня не пропустил».

В то время как причины чужой неудачи — «он всегда плохо ездил» или «да она просто тупая».

И таких историй масса, понаблюдайте за собой. В чем вы находите причину своих и чужих успехов и неудач?

Мы мыслим стереотипами, аналогиями, догадками из прошлого опыта. Если нам не хватает какой-то информации для полной картины, мы с легкостью дополним ее той, которую уже знаем.

Сейчас маленький тест, чтобы доказать это.

Угадайте, какое слово я загадала, вставьте две пропущенные буквы: «м . . о».

Если бы мы сейчас были в моей ванной, то, скорее всего, вы подумали, что это слово «мыло».

Если бы разговаривали о споре между вегетарианцами и мясоедами, то вы могли подумать, что я загадала слово «мясо».

А я всего лишь загадала слово «мимо». Направление мысли формирует контекст и ситуация.

Сюда же относится когнитивная ошибка, когда мы слепо верим в слова своего авторитета. Мы не допускаем ошибок с его стороны не из-за почитания, это мозг экономит энергию.

Искажений около 175 видов, здесь я собрала только несколько из них, чтобы показать, на что способен наш мозг. Чаще задавайте себе вопрос: «Зачем?», чтобы анализировать, почему вы действуете или думаете так, а не иначе. Это первый шаг на пути против стереотипного мышления.

Источник обложки

Похожие статьи