Культура для каждого
Одно шокирующее правило, или Как построить культуру в компании
25 февраля 562 просмотра
Культура для каждого
Одно шокирующее правило, или Как построить культуру в компании
25 февраля 562 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Культура компании — то, что может стать сильнейшим конкурентным преимуществом или причиной провала. Но откуда она берется? Как строится? И почему так важна?

Чтобы ответить на эти вопросы, бизнесмен и инвестор Бен Хоровиц собрал истории культур, построенных самыми разными людьми: от лидера Гаитянской революции до главы тюремной группировки, от самураев до Чингисхана. И увидел, как их принципы применяются в современных компаниях — в Facebook и «Макдональдс», Uber и Apple.

В книге «Мы — то, что мы делаем» — не примеры «лучшей культуры», а методы, которые помогут вам построить свою. А еще эпиграфы, позаимствованные у хип-хоп-легенд. Скучно не будет.

Что такое культура

Что такое культура? Мало кто может четко ответить на этот вопрос. Это возможность приводить собак на работу и заниматься йогой в комнате отдыха? Или приятные бонусы? Может, корпоративные ценности?


Мы — то, что мы делаем

На самом деле культура — то, как компания принимает решения в отсутствие лидера. Это ряд принципов для урегулирования повседневных проблем. То, как сотрудники отвечают на ежедневные вопросы вроде:

  • Этот звонок настолько важен, что я должен перезвонить сегодня же, или можно подождать до завтра?
  • Качество документа приемлемо или его нужно доработать?
  • Я должен прийти на эту встречу вовремя?
  • Что важнее на переговорах по поводу заказа — цена или партнерские отношения?
  • Стоит ли указывать на ошибки коллег или лучше отмечать только их достижения и победы?


Бен Хоровиц, бизнесмен и инвестор, вложившей средства в Airbnb, Facebook, Pinterest, Twitter и другие компании. Бен ведет блог, который читают 10 миллионов человек.

Если не строить культуру компании скрупулезно и методично, то две ее трети будут случайным явлением, а оставшаяся треть — чудовищной ошибкой.

Шокирующее правило

Хотите, чтобы каждый сотрудник запомнил, в чем суть вашей культуры? Введите шокирующее правило. Настолько неожиданное, чтобы каждый, кто услышит его, воскликнул: «Вы шутите?» И еще одно условие: люди должны сталкиваться с этим правилом практически ежедневно.

Вот пример. Чтобы добиться доверия в своей армии, лидер Гаитянской революции Туссен-Лувертюр ввел правило, которое запрещало женатым офицерам иметь любовниц. Речь идет о временах, когда изнасилования и мародерство составляли чуть ли не норму. Легко представить, как офицеры вопрошали «Но почему?».


Брак, честность и верность стали символами общества, которое Лувертюр стремился возглавить, — и он включил их в свою новую культуру с помощью одного шокирующего правила. — Источник

Когда все члены организации хотят узнать — почему, ответ определяет культуру, поскольку его запомнят все. Новые офицеры будут спрашивать: «Объясните еще раз, почему мне нельзя заводить любовниц?» — и услышат ответ: «Потому что в этой армии нет ничего важнее твоего слова. Если мы не верим, что ты сдержишь слово, данное твоей жене, мы не поверим, что ты сдержишь слово, данное нам».

Подумайте, какое шокирующее правило будет соответствовать нормам, которые хотите ввести вы.

Как понять, какая у нас культура

Когда лидеры слышат: «У нас очень жесткая культура» или «У нас поощряют высокомерие», они очень удивляются. Но стоит спросить менеджеров: «Что представляет собой наша культура?» — и они дают причесанный ответ, потому что думают, что вы именно это хотите услышать.

Оптимальный способ понять свою культуру — взглянуть на поведение новых сотрудников. Что, по их мнению, поможет вписаться в коллектив, выжить и преуспеть? Это и есть культура вашей компании. Обязательно спросите новичков о негативной стороне — о методах работы, которые вызвали недоумение и дискомфорт.

Попросите дать совет: «Если бы вы были на моем месте, как бы вы улучшили культуру компании?»

Культура не неизменна

Культурные принципы зачастую превращаются в священных коров. Все ходят вокруг них на цыпочках, проявляют уважение, пока эта корова не достигнет чудовищных размеров и не раздавит вас. Стратегии варьируются, обстоятельства меняются, появляется новая информация. Когда это происходит, нужно изменить свою культуру, иначе на испортит вам жизнь.

Бывает, компания хочет выйти на новый рынок, но не хочет корректировать свою культуру. Например, вы хотите сотрудничать с крупными компаниями, но не поощряете сотрудников носить дорогие костюмы. Но это так не работает.

Построить эффективную культуру — значит приспособиться к обстоятельствам.

Что еще

Культура начинается с вопроса, что вы цените больше всего. Затем вы должны помочь всем сотрудникам вашей организации практиковать то поведение, которое отражает эти достоинства. В книге — примеры, принципы и приемы, которые помогут создать культуру не на словах, а на деле.

Вот что вас ждет:

  • Три культурных принципа, которые пригодятся любой организации
  • Путь воина: кодекс самураев, который до сих пор остается стержнем японской культуры
  • Как культура Uber привела к вранью и домогательствам
  • Почему культура Apple никогда не приживется в Amazon
  • Как построить культуру, которая принесет компании преимущества
  • Ваш культурный чек-лист

Если у вас сильная культура, но никто не хочет покупать продукт, вас ждет провал. Так устроен бизнес. Именно поэтому культуру ставят на второе место после продукта. Однако в долгосрочной перспективе культура способна преобразовать целые отрасли. Вот почему культура — мощнейшая сила во Вселенной.

Обложка поста — unsplash.com

P.S. Хотите каждую неделю получать полезные советы из самых интересных книг по бизнесу и маркетингу, узнавать о новинках и получать скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Похожие статьи