Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Влияние новостей на деловую и частную жизнь
18 августа 2020 979 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Существует большое количество ментальных ловушек, в которые мы вновь и вновь попадаем, отклоняясь от рациональности в своих мыслях и поступках. Ментальные ошибки снижают качество наших решений в деловой и частной жизни, а новости — далекие от того, чтобы нас просвещать, — нередко даже подталкивают к определенным ошибкам. В этой статье, подготовленной по книге с говорящим названием «Без новостей», расскажем о вреде, который приносит чрезмерное увлечение новостями.

 

Предвзятость подтверждения

Возьмем для примера «мать всех ментальных ошибок» — так называемую предвзятость подтверждения (склонность выбирать такую аргументацию, которая подтверждает собственное мнение, и игнорировать контраргументы.)

Без новостей

Вот вопрос: «Продолжите ряд: 3, 6, 9, 12… Каким должно быть следующее число?» Если вы рассуждаете, как и большинство людей, то назовете 15.

Но в этот ряд также могут входить и 14, и 52. «Нет, — возразите вы, — этот ряд очевидно построен по принципу: числа, кратные трем!»

Возможно, но не обязательно. Принцип построения ряда может звучать и так: «Каждое последующее число должно быть больше предыдущего». Что же произошло? Вам в глаза бросилась симпатичная кратность трем, вы позволили себе увлечься этой идеей, а все остальные возможности отбросили.

Такое поведение абсолютно нормально. Мы автоматически блокируем сведения, противоречащие нашим излюбленным мнениям и взглядам, и в то же время сверхчувствительны ко всему, что подтверждает наши убеждения. При отгадывании числовых загадок такое, конечно, допустимо, но вот при обсуждении политических тем или денег это становится опасным. Мы большие мастера интерпретировать новую информацию таким образом, чтобы наша исходная точка зрения оставалась неизменной.

И чем больше вы потребляете новостей, тем чаще натыкаетесь на факты и мнения, подтверждающие вашу правоту, даже если ваши взгляды ошибочны. Сегодняшние новостные сообщения уже не включают анализ, пробы на прочность, не показывают пустоту и ошибочность фейков (как это было при небольшом количестве новостей). Теперь они демонстрируют распространенность фейков и укрепляют их.

Худшим источником новостей, между прочим, стали социальные сети, где предвзятость подтверждения встроена в алгоритм отбора и фильтрует поступающий поток.

Facebook показывает именно то, что — как он предполагает — вы хотели бы видеть и слышать. Напрасно вы станете здесь искать иные мнения, отклоняющиеся от самых распространенных, даже если у кого-то из ваших «друзей» они вроде бы должны быть.

Идеология и догмы

Опаснее всего эта ошибка (когда мы выискиваем подтверждения своим взглядам) становится в идеологиях. По сути, это ловушки и тюрьмы, создаваемые собственными руками. Идеологии — мнения, возведенные в десятую степень важности. Они поставляют взгляды пучком, сплетенным в канат, и формируют цельные мировоззрения. На наш мозг они действуют как сильный удар током, при котором искрят и разбрасываются «короткозамыкательные» мысли и действия, а предохранители перегорают.

Старайтесь любой ценой избегать идеологий и догм — особенно тех, что на первый взгляд кажутся симпатичными.

Новости укрепляют доверие к ошибочным мнениям и становятся таким образом помощниками в распространении и укреплении идеологий. Собственно, то же мы наблюдаем в политических дискуссиях: на население изливают бурный поток новостей — и общество раскалывается на полярные группы.

Проблема в том, что люди совершенно не замечают, как попадают под воздействие идеологий. Встречая какого-нибудь человека с явными признаками «догматической инфекции», задайте ему вопрос: «Скажите, пожалуйста, с какими фактами вы должны столкнуться, чтобы отказаться от своих взглядов?» Если ответа не последует — человека надо обходить стороной. И его позицию, само собой разумеется, тоже.

Потребность в подтверждении

Но даже если ваш мозг не заражен определенной идеологией, не спешите — что нормально — выступать со своими теориями о мироустройстве, биржевом рынке акций, собаке соседа, настроениях руководителя, стратегии конкурентов.

Потому что и в этот момент вас настигнет потребность в подтверждении. А потребление новостей обостряет эту человеческую слабость — даже в мелочах.

Почему? Потому что в нескончаемом потоке известий мы всегда находим достаточно таких, что укрепляют нашу уверенность в собственных взглядах и теориях, даже самых нелепых, далеких от реальности. В результате мы всё более склонны к самолюбованию, переоценке себя, всё хуже различаем окружающую действительность, совершаем слишком рискованные поступки и упускаем хорошие возможности.

 

Подготовлено по книге «Без новостей».

 

Похожие статьи