Фразу о том, что «лиса знает много секретов, а еж — один, но самый главный», обычно приписывают древнегреческому поэту Архилоху. Эта мысль позже вдохновила философа Исайю Берлина, который разделил всех людей в мире на две группы: ежей и лис.
Быстрая, пронырливая и ловкая лиса изобретает миллион разных стратегий, чтобы атаковать ежа. Неповортливый же еж целыми днями только и занимается тем, что бегает по лесу в поисках еды. Казалось бы, победа должна остаться за лисой. Но все происходит наоборот. Почему? Какие качества помогают «ежам» выходить победителями из любой ситуации? И как «концепцию ежа» могут применять у себя большие компании? Разбираемся на примерах из книги «От хорошего к великому».
От хорошего к великому
Почему еж побеждает?
По мнению Исайи Берлина, «лисы» — это те, кто стремятся к нескольким целям одновременно и пытаются добиться «всего и сразу». Чаще всего у них нет единой концепции мира, они предпочитают видеть его во всей сложности.
Притаившись на перекрестке тропинок, лиса сначала выжидает, когда еж покажется из укрытия. Затем стремительно нападает, но, увидев, как противник сжался в комочек с иголками, отступает и разрабатывает новый план нападения.
Хитрость и находчивость зачастую не спасают лису от поражения. Источник
«Ежи» в свою очередь склонны упрощать мир и сводить его к единой («ежу понятной») идее или концепции, которая бы все объясняла и направляла их действия.
Завидев лису, еж просто сворачивается в сферу с торчащими со всех сторон иголками. Этот простой способ защиты каждый раз оказывается самым верным — и раз за разом еж выходит победителем из борьбы с лисой.
Знаменитые «ежи»: Фрейд, Дарвин, Маркс, Эйнштейн
Зигмунд Фрейд с подсознательным, Чарльз Дарвин с естественным отбором, Карл Маркс с классовой борьбой, Альберт Эйнштейн с теорией относительности, Адам Смит с разделением труда — все они были «ежами». Так считает профессор Принстона Марвин Бресслер.
«Ваша идея хороша, но, кажется, вы слишком далеко зашли» — такую фразу наверняка не раз слышал в жизни каждый из великих людей. Но «ежи» вовсе не глупы. Они знают, что за сложностью мира можно различить основополагающие принципы. Что может быть проще, чем формула e = mc²? Или чем идея, что подсознательное определяет наше эго? «Ежи» видят суть и не обращают внимания на остальное.
Что общего у «ежей» и великих компаний?
Создатели великих компаний тоже были «ежами». Они последовательно вели их к успеху, оставаясь верны своим убеждениям.
Рассмотрим пример малоизвестной компании Walgreens, которая с 1975 по 2000 год добилась доходности акций, в 15 раз превышающей средний показатель по рынку, побив такие компании, как GE, Merck, Coca-Cola и Intel.
Когда у ее основателя Корка Уолгрина спрашивали, чем он может объяснить такие результаты, тот лишь раздражался: «Послушайте, это было не так уж сложно! Как только мы поняли концепцию, мы начали действовать».
В чем же состояла концепция Walgreens? Ответ простой: создать лучшую и наиболее удобную аптеку с высокой прибыльностью на один визит покупателя.
Вот примеры решений компании:
- Постоянно менять расположение аптек на более удобное, предпочтительно на углу, чтобы покупатели могли входить и выходить со всех сторон.
- Если новое удобное помещение появлялось рядом с действующей прибыльной аптекой, ее закрывали, чтобы открыть новую на углу.
- Все аптеки в городах располагались на расстоянии не больше нескольких кварталов друг от друга. Присмотревшись, можно увидеть, что аптеки Walgreens размещены в некоторых городах так же плотно, как кофейни Starbucks в Сиэтле.
- Тесное расположение привело к экономии на масштабе и дало денег на уплотнение сети. Это в свою очередь привлекло еще больше клиентов.
- Затем в Walgreens добавили другие высокорентабельные услуги — например, «фото за час» — и увеличили прибыль от каждого посещения клиента.
Аптека за аптекой, квартал за кварталом, город за городом, регион за регионом — своей невероятно простой идеей Walgreens являет типичный пример «ежа». Источник
Эта история выглядит еще более показательной по сравнению с историей другой компании — Eckerd — прямого конкурента Walgreens. Если Walgreens работали только в городах, то Eckerd хватались за каждую возможность приобрести магазины где только можно — 42 точки здесь, 36 точек там, хаотично, безо всякой последовательности.
В начале 1980-х Eckerd вышли на рынок домашнего видео, заявив, что, в отличие от аптечного бизнеса, этот рынок только зарождается. Эта попытка обошлась компании в $31 млн чистого убытка.
В тот момент Walgreens и Eckerd имели одинаковый оборот. Двадцать лет спустя Walgreens стала сильна как никогда, тогда как Eckerd прекратила свое существование. «Еж» снова вышел из схватки победителем.
По материалам книги «От хорошего к великому»
Фото на обложке отсюда