в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Культура для каждого
Эпоха экспатов и транснациональная свобода в XXI веке
11 августа 584 просмотра
Культура для каждого
Эпоха экспатов и транснациональная свобода в XXI веке
11 августа 584 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Кем будет сотрудник Google из Малайзии, получивший образование в США, проживающий в Лондоне, но приписанный к процветающему подразделению компании в Найроби — малайзийцем, американцем, лондонцем или «гугловцем»?

По утверждению специалиста по международным отношениям Парага Ханны, автора книги «Коннектография», свобода передвижения должна быть важнейшим правом человека в XXI веке. Люди должны иметь право определять свою идентичность максимально широко, ограничиваясь лишь готовностью сообщества принять их. Сегодня материал — о гражданах мира и обществе знаний. Читаем, чтобы смотреть сквозь время.

Общество знаний

В среде постоянных мигрантов формируется новая глобальная идентичность экспатов, номинально связанных со страной происхождения, страной своей национальности и страной пребывания, причем это три разные страны.

Экспаты — сленговое название для иностранных специалистов.



Коннектография

Такие люди принадлежат к нескольким сообществам и имеют смешанную идентичность, а не втискивают себя в узкие национальные рамки. Инвестиционные банкиры, консультанты по вопросам управления, профессора, атлеты и военные наемники — примеры мобильных людей, для которых профессиональная принадлежность нередко значит больше, чем гражданство или национальность. Право, медицина и даже политика становятся глобальными сферами деятельности, несмотря на национальные ограничения.

Словосочетание «общество знаний» лучше описывает суть этой транснациональной среды, чем какая-либо отдельно взятая страна.

Граждане мира

Глобальное сообщество профессионалов, которые определяют себя как «граждане мира», а не какой-либо страны, начало формироваться в 1990-х годах. Элиты, прозванные «людьми Давоса» или «космократами», не раз упрекали в том, что они игнорируют местные проблемы и националистические лозунги, хотя эти упреки абсолютно беспочвенны. Не только западные элиты восприимчивы к идее транснациональной идентичности, но и представители развивающихся стран, которые больше всего ценят возможности, кажущиеся западным элитам само собой разумеющимися.

В действительности в глобальном классе экспатов преобладают отнюдь не выходцы из западных стран, это демографически сбалансированная группа из азиатов, европейцев, американцев, латиноамериканцев, африканцев и арабов. Незападные экспаты — это не бездушные необузданные эстеты, они прекрасно знакомы с жестокими реалиями жизни и продолжают поддерживать семьи, благотворительные организации и выплачивать стипендии одаренным студентам в родных странах. К тому же они видные активисты местного уровня, ратующие за решение глобальных проблем, как, например, Кайлаш Сатьяртхи — защитник прав детей из Индии, удостоенный в 2014 году Нобелевской премии мира.

Они называют себя «гражданами мира», поскольку их собственные правительства не способны жить в соответствии с гуманистическими принципами.

Транснациональное сообщество

Компании из отрасли глобальных услуг хороши в той мере, в которой хорош их персонал, поэтому они сознательно создают транснациональное сообщество, больше приверженное миссии компании, чем какому-то одному государству. DHL и Unilever часто за свой счет переводят сотрудников из одной страны в другую, чтобы они перенимали опыт у коллег из корпоративной цепочки ценностей. PwC практикует постоянное повышение квалификации сотрудников для обслуживания клиентов из быстрорастущих сегментов.

Создавая такой «специфический капитал», как знания, имеющие наибольшее применение в корпорации и ее сети или в узкой подотрасли, банки, консалтинговые фирмы и другие компании становятся центрами самореализации персонала, а потому показатели его текучести у них намного ниже. Транснациональные корпорации хотят, чтобы сотрудники представляли компанию, а не свою страну, и активно вносят вклад в слияние национальных корпоративных культур и снятие связанных с ними ограничений.

Например, консалтинговые и IT-компании, управляющие региональными представительствами из Будапешта, переводят сотрудников с Балкан из одной балканской страны в другую, так же как и арабов по всему Ближнему Востоку. В результате сербы, никогда не бывавшие в Хорватии, как и египтяне в Кувейте, осознают региональную идентичность через цепи поставок, несмотря на свою национальность и национальную неприязнь.

Русские студенты в Европе, работающие в американских банках, малайзийские «гуглеры» в Африке и сербские консультанты на Балканах — все это примеры нового поколения, нашедшего призвание за пределами национальных границ.

Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Коннектография» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Коннектография» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

Обложка поста: unsplash/

Похожие статьи