Неочевидно
История чемпиона по шахматам, или Почему мы останавливаемся на пути к успеху
22 июля 1 715 просмотров
Неочевидно
История чемпиона по шахматам, или Почему мы останавливаемся на пути к успеху
22 июля 1 715 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Магнус Карлсен — необычный шахматист. Он родился в маленьком норвежском городке и начал серьезно играть в восемь лет. К тринадцати годам он стал вторым самым юным гроссмейстером в истории, а к девятнадцати — самым молодым игроком в истории, занявшим первое место в мировом рейтинге. Два года спустя он достиг максимального рейтинга в 2882 балла, обойдя великого чемпиона Гарри Каспарова. В 2013 году, в двадцать три года, он выиграл мировой чемпионат по шахматам.

Что же особенного в Магнусе Карлсене, что отличает его от других гроссмейстеров? И чем его история может быть полезна нам? Разбираемся вместе с книгой «Мастер своего дела».


Мастер своего дела

Больше, чем талант

Карлсен — выдающийся пример человека с врожденным талантом. Он обладает даром, и рассказ о нем можно привести как контраргумент тем, кто верит, что любой при достаточном усердии способен достичь величия. Его коллеги гроссмейстеры называют его гением.

Но Карлсен обладает чем-то большим, чем способность к шахматам.

Мы не можем просто сравнить его с обычными людьми и заключить, что у него есть суперталант, которого они лишены. Мы также должны сравнить его со всеми остальными мастерами шахмат и спросить, почему Карлсен лучше, чем они.

В конце концов, они тоже гении.

Если мы внимательнее рассмотрим карьеру Карлсена, мы обнаружим, что он выигрывал у своих соперников еще и потому, что нестандартно относится к обучению. Став чемпионом мира в 2013 году, он сказал: «Я все еще далек от того, чтобы действительно понимать шахматы. Я еще многому могу научиться, и еще есть многое, чего я не понимаю. И это мотивирует меня двигаться вперед, чтобы понимать больше и больше и развиваться».

Если мы внимательнее рассмотрим карьеру Карлсена, мы обнаружим, что он выигрывал у своих соперников еще и потому, что нестандартно относится к обучению.

Серьезно? Он лучший шахматист на Земле, но он утверждает, что на самом деле не понимает шахматы! Вот это скромность. Карлсен явно мог бы подписался под теорией профессора Стэнфорда Кэрол Двек, хотя он, возможно, о ней и не знает, о влиянии настроя на личностный рост.

Ловушка застоя

Согласно Двек, люди, которые верят, что у человека либо есть талант, либо нет (установка на отсутствие изменений), не пытаются стать лучше, а те, кто верит, что талант можно взрастить (настрой на рост), прилагают дополнительные усилия, даже если уже добились в чем-то успеха. Стремление Карлсена стараться и работать над собой, несмотря на свои прошлые достижения, не позволяет ему попасть в известную ловушку — ловушку застоя.

По мере того как люди становятся экспертами и добиваются определенных навыков, они могут стать очень хорошими, даже отличными работниками. Но затем что-то случается. Они достигают плато.

Разумная достаточность

Широкомасштабное исследование в Северной Каролине, например, показало, что учителя развивали свои навыки до двух лет педагогического стажа, а затем останавливались. Согласно оценке способностей учителей в математике и английском языке, оказалось, что учителя с двадцатью семью годами стажа (это более 40 000 часов практики) были немногим эффективнее, чем те, кто проработал после вуза всего два года. Вот вам и правило 10 000 часов!

Люди стремятся к развитию, пока не достигают определенного уровня удовлетворения.

Затем они останавливаются, считая, что они «достаточно хороши». Нобелевский лауреат по экономике Герберт Саймон назвал это «разумной достаточностью»

Люди стремятся к развитию, пока не достигают определенного уровня удовлетворения.

Почему столь многие застревают на уровне «достаточно хорошо»? Исследователи выяснили, что многие из нас автоматизируют свои навыки. Сначала нам сложно сделать презентацию. Теперь мы можем сделать ее во сне. Примерно так мы и делаем.

Мы позволяем навыкам, которые когда-то требовали яростных усилий, превратиться в привычку.

Иногда это хорошо. Мы не могли бы функционировать, если бы нам пришлось обдумывать каждое наше действие в течение рабочего дня.

Но в тот момент, когда поведение становится автоматическим, обучение останавливается. Если только вы не возьмете пример с Магнуса Карлсена и не будете постоянно выталкивать себя за пределы, даже если уже достигли вершины.

По материалам книги «Мастер своего дела»

Рубрика
Неочевидно

Похожие статьи