Формула менеджмента
Лидер и любознательность. Как учиться всю жизнь?
30 июня 473 просмотра
Формула менеджмента
Лидер и любознательность. Как учиться всю жизнь?
30 июня 473 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Продолжаем рассказывать о принципах эффективного лидера по книге Джона Хеннесси. Он был президентом Стэнфорда, «крестным отцом» Кремниевой долины, председателем совета директоров Alphabet. И убедился: руководитель должен учиться всю жизнь. Хотя это не так просто, как кажется.

 

Стать любителем

Люди, вхожие в Овальный кабинет, говорят, что, как только человек избирается президентом, он прекращает учиться. Это настолько изматывающая и в какой-то степени изолирующая работа, что научиться чему-то новому попросту невозможно. То же можно сказать и о человеке, вставшем у руля крупной организации.


Принципы лидера

Но автор не разделяет подобную точку зрения. Он уверен: находясь на вершине, не просто можно, но и нужно учиться, причем овладевать следует не только знаниями, непосредственно связанными с занимаемой должностью и соответствующей сферой деятельности, но и широкими сведениями, благодаря которым человек становится всесторонне образованным и информированным.

Конечно, заняв руководящую должность, вы едва ли сможете освоить новую область знаний — в лучшем случае станете осведомленным любителем. И если на пути к нынешнему посту вы много лет учились, неспособность подняться выше любительского уровня может угнетать. Лучше всего смириться с этим. Сейчас ваша профессия — лидерство.

Задача руководителя — научиться задавать умные вопросы специалистам, чтобы понимать, как разные сферы могут изменить его мировоззрение или видение.

Расширяя лидерские навыки, вы не должны упускать из виду все новые или быстро меняющиеся области, которые могут стать зоной роста для вашей организации или оказать на нее влияние, будь то стволовые клетки, искусственный интеллект или нейробиология.


Чтение — самый приятный и доступный способ учиться. — Источник

Дар чтения

Когда Хеннесси стал президентом Стэнфордского университета, он взялся за чтение с удвоенной силой. Вот что он рассказывает:

«В Стэнфорде около сотни факультетов и программ, и по многим дисциплинам я знал меньше любого студента, обучающегося по профилю. С удвоенной силой я принялся за чтение и освоил самые важные области, о которых знал критически мало. Будучи специалистом в точных науках, я мало что смыслил в гуманитарных. Я стал читать обозрение New York Review of Books, где много внимания уделяется литературоведению и истории. Многие рецензируемые книги были скорее научными, нежели популярными, однако они сыграли свою роль, подготовив меня к решению предстоящих задач.

Еще больше я читал о лидерстве, ведь это была моя новая роль. Я уже долгое время интересовался фигурой Авраама Линкольна, теперь же увлекся биографиями Теодора Рузвельта, Линдона Джонсона и других выдающихся руководителей. Я всегда любил книги по истории и биографии, благодаря им я понимаю траекторию развития великих городов, стран и цивилизаций. Теперь же я переориентировался на вопросы лидерства, описания исторических прорывов и катастроф (особенно тех, которых можно было избежать). Я читал рассказы о великих руководителях, чтобы изучить их привычки, понять, что помогло им добиться успеха, узнать, как они готовились к переломным моментам, и выяснить, как переживали успехи и неудачи».

Книги-лаборатории

Биографии и книги по истории, да и художественная литература напоминают лаборатории, в которых можно рассмотреть и изучить важнейшие вопросы без необходимости самим преодолевать те же трудности. Почерпнутые из книг сведения о промахах, допущенных другими, позволяют понять, как избегать одних ошибок и быстро оправляться от других.


Мы в МИФе давно это поняли и организовали свой книжный клуб

Например, Хеннесси узнал, что лучшие лидеры не просто признают свои ошибки, но и берут на себя ответственность за них, а затем стремятся превратить неудачу в успех. Вашингтон едва не проиграл войну на Лонг-Айленде и Манхэттене, но сумел пережить поражение. Линкольн слишком долго не отстранял Макклеллана от командования — только после того, как множество возможностей закончить войну было упущено, он принял командование на себя. Кеннеди потерпел поражение в заливе Свиней, Джонсон ввязался в войну во Вьетнаме. Некоторые лидеры достойно пережили свои ошибки, кому-то это не удалось, но учиться можно на примерах и тех, и других.

В сложные моменты великие лидеры демонстрируют свой истинный характер. Так, Дуайт Эйзенхауэр заранее написал письмо, в котором принимал на себя ответственность за (потенциальный) провал высадки в Нормандии. Эти примеры учат следующему: если ты не способен признать свою вину за неудачу, должность руководителя не для тебя.

Еще из книг можно узнать, что великие лидеры не совершают одну и ту же ошибку дважды. Более того, к тому моменту, когда они снова попадают в похожую ситуацию, у них уже есть новая стратегия успеха, ведь они долго и напряженно размышляли о совершенной ошибке. Лидеры анализируют свои неудачи со всех сторон и начинают осознавать их лучше, чем большинство людей понимают свои успехи.

В предыдущих постах говорили о других принципах эффективного лидера — скромности, подлинности, служении, внимании к инновациям. Об остальных вы можете прочитать в книге.

 

По материалам книги «Принципы лидера»

На обложке поста — Джон Хеннесси, источник — flickr.com

 

Похожие статьи