Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Как решить проблему любой сложности с помощью «пирамиды Дилтса»
5 ноября 2019 109 880 просмотров

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Если бы существовал подорожник, с помощью которого можно быстро решить проблему, он был бы похож на пирамиду Дилтса.

Считается, что с помощью нее можно получить ответы, избавиться от вредных привычек, решить проблемы и упорядочить хаос в жизни и бизнесе. Универсальная вещь.

Пирамида Дилтса

Кто-то даже считает эту пирамиду волшебной, потому что она творит чудеса — люди понимают, почему имеют то, что имеют, и живут так, а не иначе. Пирамида раскрывает глаза, дает надежду и смысл жизни. Странно, что такой простой факт считается чем-то магическим.

Придумал ее Роберт Дилтс — эксперт и разработчик техник НЛП — и в ней ничего магического, только логичная структура.


Источник

Пирамида состоит из 6 уровней. Снизу вверх:

Окружение

Поведение

Способности

Ценности и убеждения

Идентичность

Миссия

Все уровни взаимосвязаны. Если изменяются верхние, с ними меняются и остальные.

Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы.

Характеристика уровней

Первый уровень — «Окружение». На этом уровне находится все то, что нас окружает:

  • условия жизни;
  • место, где мы живем;
  • предметы, которые нас окружают;
  • люди, с которыми мы контактируем.

Это уровень всего, до чего мы «прикасаемся» ежедневно.

Второй уровень — «Поведение». Здесь все наши действия: что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.

Большинство целей человека находится на этих двух уровнях. Найти вторую половину, стать признанным и уважаемым экспертом, купить машину, выплатить ипотеку, получать удовольствие от работы. Все, что касается течения жизни, находится здесь.

На уровне «Способности» все, что человек умеет. От мастерского приготовления лазаньи до божественного умения координировать проекты. Все знания, навыки, секретные «фишки» — все «лежит» на этом уровне.

Уровень «Ценности и убеждения» — это все, что влияет на опыт человека. Условия воспитания в семье, менталитет окружения, образование, культурный контекст.

Уровень «Идентичность». Здесь находится ответ на вопрос «Кто я?». На этом уровне роль, которую играет человек в обществе, кем он себя видит и как ощущает в той или иной компании.

И наконец, на вершине пирамиды — «Миссия». Уровень желаний и целей. Ответ на вопрос: «Зачем я живу?».


Источник

Алгоритм работы с пирамидой

Определяем, что не устраивает в жизни. Что хотелось бы поменять.

1 шаг. Записываем проблему.

Многие считают лишней работой записывать то, что и так крутится в голове. Ведь надо скорее переходить к разрешению проблемы. При записывании вы стараетесь подобрать формулировку максимально точно, и может найдете нюансы, которые раньше не замечали.

2 шаг. Определяем, к какому уровню пирамиды относится проблема.

Например:

Уровень «Окружение».

Мне не нравятся условия моей жизни.

Хочу работать в новом и крутом коллективе.

Хочу зарабатывать больше.

Уровень «Поведение».

Хочу перестать «заедать» стресс.

Хочу стать непревзойденным оратором.

Уровень «Способности».

Хочу, чтобы мои тексты «разбирали» на цитаты

3 шаг. Поднимаемся по уровням пирамиды и находим, на каком из них решение проблемы.

Однажды мы с подругой решили попробовать пирамиду Дилтса в действии. У нее была проблема — начальство не уважало ее заслуги в работе настолько, что ей хотелось бросить все и забыть о мечте стать директором фирмы.

Мы начали с самого основания пирамиды:

  1. Окружение. На вопрос «Кто именно должен меня уважать?» подруга назвала имена руководителей и нескольких коллег. Потом добавила к этому списку свое имя.
  2. Поведение. Следующий вопрос звучал так: «Что значит для тебя уважение? Что должны делать твои коллеги, чтобы ты поняла: меня уважают?».
    Она ответила: «Они должны быть внимательны к моим предложениям. Начальство должно хвалить меня за мои заслуги и давать более сложные задачи и интересные проекты».
  3. Способности. Мы составили список новых компетенций, чтобы ее опыт и знания приняли коллеги.
  4. Ценности. «Почему тебе так важно, чтобы тебя уважали?», — спросила я. «Хочу повышения. Хочу, чтобы к женщине в моем бизнесе относились с таким же уважением, как и к мужчине. А еще мне важно понимать, на что я способна. И знать, что я ценный сотрудник».
  5. Идентичность. «Какой ты должна быть, чтобы тебя уважали?». Список был длинный, она несколько раз повторила слово «нужной».
  6. Миссия. Самый сложный вопрос: «Зачем тебе это?». «Наверное, так я буду понимать, что нужна миру, стану любить себя и докажу родителям, себе и школьным учителям, что могу добиться успеха».

Решение проблемы всегда лежит на 1-2 уровня выше, чем сама проблема.

В примере моей подруги проблема в том, чтобы стать уважаемой, лежит на уровне «Ценности». Решение на два уровня выше — на уровне «Миссии».

Оказалось, желание стать признанным экспертом исходит из потребности доказать своим родным и себе, что она молодец. Коллеги оказались здесь ни при чем.

Любую ситуацию можно разложить по пирамиде Дилтса, чтобы найти рациональное решение. На каком уровне ваша проблема?

Источник обложки

Похожие статьи