Если в семье работают и муж, и жена, возникает много проблемных вопросов. Кто отложит дела в сторону и заберет заболевшего ребенка из школы? Как разделить домашние обязанности и деньги? Как решиться на переезд, необходимый для карьеры супруга? Найти компромисс в этих и других вопросах можно. Делимся подходами из новинки «HBR Guide. Стресс на работе» и других книг.
Активно управляйте ожиданиями
В семейных отношениях невысказанные ожидания часто приводят к разочарованию и раздражению. Если подробно обсудить их заранее, можно получить ответы на ключевые вопросы до того, как возникнут неприятные эмоции.
Например, как часто вы должны обедать (ужинать) вместе и кто в этом случае готовит (покупает) еду? Кто и какие счета должен оплачивать? Надо ли вам некоторое время побыть вечером в тишине, чтобы прийти в себя после напряженного дня, или можно сразу поговорить друг с другом? Хотите ли вы постоянно находиться на связи в течение дня (СМС, звонки, мгновенные сообщения и т. п.) или предпочитаете долгие и обстоятельные беседы после его окончания? Как вы поделите обязанности по присмотру за ребенком?
Важно честно и открыто обсудить такие вопросы. Сделать это не всегда легко. Никто из нас не может рассчитывать, что все будет по его желанию. Если вы хотите одного, а ваш супруг — другого, придется определить, в каких вопросах вы можете отступить от своих требований и проявить гибкость. Если разговор заходит в тупик, постарайтесь внимательно прислушаться к партнеру, вместо того чтобы концентрироваться исключительно на своих нуждах.
Заранее планируйте, как проведете совместное время
В среднем мы проводим на работе 8,8 часа в сутки, а многие и в два раза больше. Чтобы ничего не упустить, планируем совещания, командировки, время на выполнение задач. А встречи с близкими в график не вносим.
Поход в театр, семейный ужин, прогулка на велосипедах — добавьте эти и другие дела в свой календарь. — Источник
Однако для поддержания отношений нет ничего более важного, чем планирование совместного времени. Отнестись к этому нужно с не меньшей тщательностью, нежели к рабочему графику. Сообщайте друг другу, когда хотели бы провести время вместе. Регулярно посылайте приглашения в гугл-календаре. Если у вас маленький ребенок, старайтесь выделить друг для друга хотя бы один вечер в неделю.
Скажите «да» спонтанному общению
Иногда работа срывает все наши планы. Это может быть срочное совещание, дедлайн проекта, завал в электронной почте, который удобнее всего разобрать вечером или в выходной. Мы часто «обманываем» собственную семью, отрывая от семейного досуга несколько часов для решения рабочих проблем. Верните долг.
Попытайтесь время от времени встречаться на работе за обедом или пожертвуйте необязательным рабочим мероприятием ради вечера вдвоем. Планирование помогает гарантировать регулярный совместный досуг, но и спонтанное общение имеет большое значение. Оно способно придать встречам особое очарование.
Интегрируйте работу и частную жизнь
Семейные отношения при двух работающих супругах осложняются, если работа и частная жизнь никак не пересекаются друг с другом. Если жена не знает коллег мужа, она наверняка почувствует отчужденность и даже враждебность к его работе. Муж ощутит себя отстраненным, если не будет понимать шуток, популярных в компании жены.
Иногда складывается еще более тяжелая ситуация: по данным неформального обследования сайта Vault.com, 32% респондентов сообщали об «офисной супруге», то есть коллеге, с которой сложились особенно доверительные отношения. Иногда эта доверительность заходит слишком далеко. Даже если речь не идет об измене, второй половине вряд ли понравятся долгие вечера, проводимые вами в офисе, служебные командировки и теплые отношения с незнакомыми ему (ей) коллегами.
Делитесь рабочими моментами. — Источник
Время от времени предлагайте пообедать после работы вместе с вашими коллегами, причем им также посоветуйте пригласить своих жен или мужей. Рассказывайте супруге (супругу) о происшествиях и забавных случаях на работе. Посещайте корпоративные мероприятия вместе.
Стремитесь к компромиссу
Умение достигать компромисса важно, но иногда к нему стремится только одна сторона. Например, когда появляются дети, чаще всего один из партнеров откладывает свои карьерные амбиции до лучших времен, а второй начинает пропадать на работе. Если одному постоянно приходится жертвовать большим ради семьи, он чувствует раздражение и отчуждение.
Здесь не может быть одного решения на все случаи жизни, но откровенный разговор о том, какую нагрузку несет каждый из супругов, помогает предотвратить ситуацию, когда все уступки вынужден делать кто-то один.
Вот вопросы, которые стоит обсудить: из-за чьей работы семья вынуждена переезжать? Какова модель семьи в вашем случае? Несет ли один из партнеров ответственность за финансовое обеспечение семьи, в то время как второй имеет возможность заниматься тем, чем хочет, независимо от финансовых результатов?
На кого ложится основная нагрузка по воспитанию детей?
Обсудите сложные вопросы. — Источник
Если вы проводите ревизию принятых по этим вопросам решений и оказывается, что один из партнеров постоянно вынужден приносить в жертву свои интересы, возможно, наступило время поговорить о том, этого ли вы хотели как семья.
Переоценивайте ситуацию
На работе ежегодно проводится аттестация сотрудников. В семье тоже следует регулярно выделять время на анализ и оценку ваших взаимоотношений и приоритетов, каждого по отдельности и семьи в целом. Постоянно поддерживайте контакт и по мере необходимости корректируйте разработанные планы. Как идут наши дела? Должны ли вы или супруг (супруга) что-то изменить и что именно? Чувствуете ли вы связь друг с другом? Что работает хорошо, а что нет? Каково общее самочувствие вашего партнера?
Договоритесь о деньгах
В семье должна быть такая модель финансового взаимодействия, которая устроит обоих супругов. Нина Зверева в книге «Семья что надо» говорит, что договариваться нужно заранее. А идеальной считает систему, когда и у мужа, и у жены есть свои деньги. Супругам стоит решить, сколько денег каждый вкладывает в «общий кошелек», сколько откладывается на отпуск, копится на крупные покупки и так далее. Все остальные деньги, что муж заработал сверх этого лимита, остаются у него; все, что осталось от заработка жены, — у нее. Такая модель устраняет все ссоры на тему денег.
Оставляйте рабочие проблемы за порогом дома
Этот совет — из книги «Лучше с каждым днем»: все мысли о работе должны остаться за дверью. Его дает доктор Габриэла Кора, основатель Института здоровья и благополучия руководителей в Майами. Чтобы легче переключиться из рабочего режима в домашний, задействуйте по максимуму время, которое проводите в пути.
«Если вы, выйдя из офиса, продолжаете отвечать на звонки и проверять почту, путь домой превращается в продолжение рабочего дня», — объясняет Кора. Чтобы не утомиться в дороге, отвлекитесь от работы. Если вы за рулем, слушайте музыку, комедийную передачу или аудиокнигу; в общественном транспорте читайте книгу или играйте в игру на телефоне.
Кора отмечает, что некоторым удается отключиться от работы быстро, но большинству людей на это требуется от пятнадцати до тридцати минут. Возможно, придется определить четкие границы: скажем, вы не проверяете рабочую почту, пока не приедете завтра в офис, — но оно того стоит. Дайте себе время переключиться из рабочего режима, и по возвращении домой вы будете полны сил и готовы уделить все свое внимание близким.
Примените эти советы, чтобы партнер почувствовал: ваши отношения являются приоритетом. Это поможет снизить уровень стресса в семье и контролировать ситуацию как на работе, так и дома.
По материалам книги «HBR Guide. Стресс на работе», «Семья что надо», «Лучше с каждым днем»
Обложка поста — unsplash.com