в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от   доставляем бесплатно.
Бизнесхак
Дизайн-мышление: 5 лайфхаков
15 апреля 636 просмотров
Бизнесхак
Дизайн-мышление: 5 лайфхаков
15 апреля 636 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Методы, которые использует дизайнер для создания предметов, можно очень успешно применять для решения самых разных задач, в том числе профессиональных.

Дизайн-мышление эффективно помогает переосмыслить суть бизнеса, понять запросы клиентов, найти уникальную и прибыльную нишу для стартапа. И, конечно, оно незаменимо, когда нужно разработать новый продукт.

Если описать концепцию дизайн-мышления в нескольких словах, она подразумевает, что вы:

  • фокусируетесь на людях и их скрытых потребностях;
  • выделяете актуальные проблемы и придумываете разные способы их решения;
  • выбираете самые выигрышные идеи;
  • создаете прототипы;
  • а затем тестируете их, получаете обратную связь от пользователей и совершенствуете продукт.

Для начала рассмотрим пару примеров — и все станет понятно.

Зубные щетки для детей

Несколько лет назад команда дизайнеров IDEO работала с Oral-B над созданием зубной щетки для детей. Команда начала с активных исследований, наблюдала за тем, как дети разных возрастов чистят или пытаются чистить зубы.


Дизайн-мышление в бизнесе

Одна из причин, по которой детям так трудно поддерживать здоровье своих зубов, заключается в том, что чистка зубов детям не нравится. Чистить зубы — больно, скучно, и вкус у пасты странный.

Еще одна причина — маленькие дети в недостаточной степени владеют руками, чтобы удержать зубную щетку. В те времена большинство детских зубных щеток представляли собой уменьшенные версии щеток для взрослых.

Стать на место пользователя — ключевое умение дизайн-мыслителя. Источник

Решением стало создание первых зубных щеток с толстыми резиновыми ручками. Также были продуманы яркие цвета, новые текстуры и формы, напоминающие черепашек и динозавров.

Новые зубные щетки стали хитом. Oral-B получила успешный продукт, зубы у множества детей стали здоровее.

Умные кроссовки

Компания Nike мобилизовала собственные дизайнерские команды, чтобы начать не просто продавать одежду и инвентарь спортсменам, но и изучить их поведение. Подобный подход привел к появлению существенных инноваций в продуктах.

С 2006 года клиенты Nike отмерили более 100 миллионов миль при помощи простого устройства, вмонтированного в обувь для бега, которое передает информацию о скорости и дистанции на iPod. Прибежав домой, люди могут загрузить данные на сайт, отметить свой прогресс или сравнить свои результаты с результатами других бегунов.

Пока вы бежите, на экране iPod отображается ваша статистика. Удобно. Источник

Дизайн-мышление успешно применяют в медицине, бизнесе, образовательных проектах и множестве других сфер. Больше об этом методе можно прочитать здесь.

А теперь попрактикуйтесь сами. Выбрали для вас несколько полезных техник и упражнений из книги «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори».


Придумай. Сделай. Сломай. Повтори

Наблюдение в среде может быть использовано, чтобы изучать поведение людей в разной обстановке: например, на работе, дома, в общественных местах и в других ситуациях.

В реальной жизни люди приобретают опыт не в вакууме, и подобный метод учитывает ряд внешних факторов (например, природные, временны́е и социальные), которые могут влиять на поведение пользователей.

Данные, собранные благодаря такому наблюдению, включают в себя действия людей, их позы, изменение выражений лица и направлений взгляда, жесты, связанные с конкретным заданием, компонентом или аспектом товара или услуги.

Наблюдение в среде может быть использовано, чтобы лучше понять дизайнерские задачи или контекст, а также для сбора обратной связи о прототипе.

Чтобы собрать ценную информацию с помощью этого метода, необходимо подготовиться. Самое важное — определить цель наблюдения до его начала. Другие аспекты, которые нужно распланировать и учесть, включают в себя зрителей, место, время суток и день недели.

Практика

В этом упражнении вы проведете контекстное наблюдение, отслеживая взаимодействие пользователя с существующим продуктом.

Вам понадобится:

партнер, ручка, бумага, камера

1. Выберите тему вашего исследования. Если у вас нет существующего продукта или прототипа, который вы бы хотели изучить, тогда выберите один из следующего списка: автомат по продаже продуктов питания, банкомат, парковочный автомат.

2. Подготовьте ваше исследование, записав ответы на следующие вопросы.

  • Что вы предполагаете узнать благодаря вашим наблюдениям? Например: в чем заключается ключевая проблема текущего дизайна?
  • Какого рода информацию нужно собрать, чтобы улучшить дизайн? Например: в какие моменты, судя по выражению лица пользователей, они испытывают раздражение?

3. Выберите условия наблюдения. Например: автомат по продаже продуктов в столовой или банкомат в торговом центре. Учтите следующие факторы:

— Предназначено ли устройство для использования в помещении или на улице?

— Используется ли оно во время выполнения других действий?

— Используется ли оно одним человеком или несколькими людьми одновременно?

4. Наблюдайте за людьми, взаимодействующими с объектом исследования. Отмечайте все действия, предпринятые пользователем:

— выражение лица, например улыбка, движения головы;

— положение рук, тела и головы;

— жесты и язык тела;

— издаваемые звуки (которые выражают эмоции, такие как наслаждение, раздражение и т. д.).

Если вы хотите делать снимки пользователей, обязательно сначала спросите у них разрешение. Либо вы можете договориться о том, что ваш партнер продемонстрирует взаимодействие с объектом для фотографии.

Бодисторминг — это вариант мозгового штурма с упором на генерацию идей и совершение неожиданных открытий с помощью физического исследования и взаимодействия.

В то время как мозговой штурм обычно проводят сидя, бодисторминг требует активного физического участия в реальной ситуации. Используя все свое тело, чтобы проживать обстоятельства, вы понимаете, как ощущаете и воспринимаете мир, а не только то, что вы думаете о нем.

Совместное разыгрывание сцены может улучшить наше понимание и усилить эмпатию, показав, как именно люди будут воспринимать товары или услуги, которые мы разрабатываем.

Бодисторминг можно использовать, когда нужно исследовать и понять существующие практики, чтобы определить текущие проблемы и возможности развития новых идей.

Чтобы помочь коллегам исследовать существующие и альтернативные ситуации, можно позаимствовать техники театра и драматической импровизации. Важным аспектом этого метода является получение удовольствия от игры.

Практика

Исследуйте существующую ситуацию, разыгрывая роли и импровизируя, чтобы открыть неожиданные идеи.

Вам понадобится:

3–4 человека, таймер, маркеры, бумага, малярный скотч, ножницы, мебель, фотоаппарат

1. Устройте брейнсторминг по поводу проблемной ситуации — ожидания приема у врача. Подумайте как минимум о трех разных сценах, которые могут возникнуть. Запишите любые пришедшие в голову идеи, которые вы можете исследовать во время бодисторминга. Запишите проблемы и идеи на одном листе бумаги, а возможные сценарии — на втором.

2. Подготовьте пространство, чтобы изобразить приемную врача, используя мебель, малярный скотч, бумажные таблички, мониторы и другие предметы.

3. Раздайте роли каждому участнику — актеру или наблюдателю.

— Актеры: два или больше человека интерпретируют сценарий и разыгрывают роли. Используйте стикеры, чтобы помечать актеров. Актеры также могут играть роли вещей, например устройства с напоминаниями. Актеры импровизируют, чтобы запустить действие.

— Наблюдатель: один человек наблюдает, делает заметки, наброски или документирует бодисторминг фотографиями.

4. Разыграйте конкретную сцену. Когда вы пришли, в приемной яблоку негде было упасть. У вас высокая температура. Вы узнали, что вам придется ждать час…

5. Используйте реквизит, чтобы генерировать идеи решений для возникающих проблем, например воображаемые устройства. Вы можете начать с простого наброска на листе бумаги. По мере развития сцены, когда потребности пользователя будут определены, воображаемое устройство можно переделать, меняя его форму, функции и поведение. Быстро сделайте новый набросок и внедрите его в разыгрываемую сцену.

6. По мере продолжения игры попробуйте варианты «Замри» и «Что, если?..».

7. Поменяйтесь ролями и повторите различные сценарии.

8. Обсудите и запишите:

— Что вы узнали о проблемной ситуации? Обнаружили ли вы что-либо новое, неожиданное или необычное во время бодисторминга, чего не возникало во время брейнсторминга?

— Какие идеи вы обнаружили во время бодисторминга?

Когда мы принимаемся за процесс проектирования, обычно мы хотим разрешить конкретную проблему или изобрести новую идею. Проще и опаснее всего схватиться за первое решение, которое придет в голову.

Рефрейминг — это способ научиться смотреть на проблему с различных точек зрения, чтобы раскрыть больше возможных потенциальных решений.

При определении проблемы мы автоматически ограничиваем себя уже одним своим выбором слов. Плохо сформулированная задача может привести к туннельному мышлению, потому что содержит предположения о том, какое именно решение нам нужно.

Например, если техническое задание требует «разработать новую дверь», мы наверняка будем думать в заданном направлении — о твердой плоской поверхности, прикрепленной к петлям или направляющей.

Однако если мы решим разработать «способ не впустить людей в комнату» или «способ не впустить в комнату сквозняк», то список возможных решений внезапно станет гораздо шире. Это базовый принцип рефрейминга.

Техники рефрейминга фокусируются на изменении формулировки изначального описания задачи, чтобы сделать его более широким и абстрактным.

Практика

В этом упражнении вы переформулируете существующую проектную задачу. Единственно верного ответа здесь нет: вы можете повторять этот процесс много раз, чтобы создавать разные варианты.

Вам понадобится:

ручка, бумага

1. Напишите описание товара или услуги, которую вы разрабатываете, в виде одного предложения. Постарайтесь включить в него три следующих элемента:

— пользователя: одного человека или группу людей, для которых предназначается продукт;

— условия: где это происходит;

— цель: для чего это нужно.

Например: если бы мы разрабатывали цирковое представление, то могли бы описать цирк так: цирк — это дешевое мобильное шоу для развлечения детей.

2. В этом первом описании обычно содержится много предположений. Начните работать с ним, изменяя ключевые слова, связанные с лицом, условиями и целью. Где возможно, делайте их менее конкретными и более абстрактными.

Например:

— измените пользователя: цирк — это мобильное шоу для всеобщего развлечения;

— измените условия: цирк — это опыт для всеобщего развлечения;

— измените цель: цирк — это опыт, который захватывает и восхищает всех.

3. Чтобы улучшить описание, обдумайте цели, лежащие в основе вашего продукта. Спросите себя, почему люди используют ваш товар, услугу или систему, и постарайтесь коротко обобщить эту причину.

Например: люди ходят в цирк, чтобы провести время вместе с семьей и друзьями, получить новые впечатления.

4. Постарайтесь переформулировать ваше описание проблемы так, чтобы включить в него эти лежащие в основе цели. Удалите изначальное существительное, если вы начали с него.

Например: разработать опыт, который захватывает и восхищает всех, кто его переживает, и помочь им получить новые впечатления благодаря совместному времяпровождению.

5. Используйте новое описание задачи, чтобы разработать свежие идеи.

Метод создания историй о героях включает в себя сочинение и оценку выдуманных историй о том, какой опыт могли бы получать люди при взаимодействии с воображаемым товаром или услугой. Как правило, история о герое концентрируется на опыте единственного пользователя.

Этот метод сосредоточен на нетипичных сценариях. С помощью техник сторителлинга вы рассказываете историю о герое, которая начинается с того, что обычный человек сталкивается с непреодолимым препятствием.

История разворачивается, и герой находит способы пройти испытание. Такие рассказы имеют определенную структуру, включающую в себя текущее состояние, побуждающий момент, трансформацию и возвращение.

1. Текущее состояние — это тот опыт, которым обладает пользователь, описание его ценностей и тревог, а также условий, в которых зарождается соответствующая проблема.

2. Побуждающий момент касается столкновения пользователя с проблемой. Затем вы представляете возможное решение.

3. Решение описывается как трансформация, которая дает пользователю возможность выйти победителем из затруднительной ситуации. В этой точке герой знакомится с воображаемым товаром/услугой или использует их.

4. В финале история возвращается к начальной ситуации, только проблема пользователя уже решена.

После того как вы придумали историю о герое, ее можно проверить на потенциальных пользователях или других заинтересованных лицах.

Когда участники выслушали вас и вы записали их комментарии, нужно задать открытые вопросы, чтобы выяснить, почему люди реагируют на историю определенным образом.

Этот метод особенно ценен при разработке услуг, не включающих в себя создание физического или цифрового продукта, который можно было бы представить в виде образца и протестировать.

Практика

В этом упражнении вы придумаете историю о герое и используете ее, чтобы исследовать вашу задачу и получить обратную связь.

Вам понадобится:

2–4 человека, ручки, бумага

1. Выберите вашего героя — пользователя, которому будет посвящена история. Кто это? Опишите его характер и состояние до начала приключения. Каковы его ценности, что его беспокоит? История должна быть основана на исследовании пользователей или возникнуть под действием какого-либо наблюдения.

2. Представьте, что делал ваш герой непосредственно перед тем, как возникла проблема. Сочетайте визуальные материалы и короткие фразы, чтобы описать сцену. Используйте наброски или фотографии, чтобы иллюстрировать каждый этап истории.

3. Опишите побуждающий момент. Что-то меняется: герой сталкивается с непредвиденными затруднениями или узнает нечто новое, влияющее на его восприятие мира. Он должен предпринять какие-то действия.

4. Представьте трансформирующее решение, описывающее, какие действия предпринимает герой, чтобы решить проблему, и какие товары или услуги ему в этом помогают.

5. Опишите возвращение героя. Финальная часть истории закругляет повествование, когда герой возвращается к улучшенной версии ситуации, с которой все началось.

6. Проверьте историю на участниках, попросив их прочитать ее вслух. Пока они читают, они могут задавать вопросы и выражать свое мнение. Завершите эксперимент, задавая им открытые вопросы. Запишите обратную связь.

7. Пересмотрите свою историю и попробуйте еще раз. На основе полученной обратной связи определите, какие изменения нужно внести в вашу историю. Если она не созвучна ощущениям участников, перепишите ее, опираясь на отзывы, или измените воображаемое решение.

Скетчинг — метод, используемый дизайнерами, чтобы визуально представить и изобразить физические аспекты товара или услуги. Эта техника дешева и проста, она не требует много времени или дорогих материалов.

Вместо того чтобы пытаться описать на словах, как будет выглядеть продукт, его можно быстро изобразить в рисунке. В итоге идеи могут получиться более внятными и творческими.

Скетчинг — отличный инструмент для стадии сбора идей.

Вам необязательно иметь образование в области дизайна или живописи. Создавать неплохие скетчи можно и с помощью простых фигур и линий. Эффективность техники не зависит от художественной ценности рисунка или от соответствия традиционному представлению о красоте.

Практика

Выполните упражнение «Рисунок двери» по предложенному шаблону. Это поможет вам быстро и интуитивно ухватить идею скетчинга, не застревая на деталях.

Вам понадобится:

ручка, бумага

1. Нарисуйте любое здание. Скетч должен быть очень быстрым и грубым.

2. Нарисуйте дверь.

3. Нарисуйте дверь, через которую можем зайти я и моя кошка.

4. Нарисуйте дверь, через которую я увижу, кто с другой стороны, до того, как ее открою.

5. Нарисуйте дверь, которая позволит мне увидеть, кто с другой стороны, но меня ему видно не будет.

6. Нарисуйте дверь, которая позволит мне попасть внутрь на инвалидном кресле.

7. Нарисуйте дверь, которая позволит пронести крупный предмет.

8. Нарисуйте дверь, которая позволит проветривать помещение.

9. Нарисуйте дверь, которая позволит мне выбраться на крышу.

10. Нарисуйте дверь, которая будет вдохновлять и изумлять.

11. Нарисуйте дверь, которая поможет мне рассортировать тех, кто через нее проходит.

12. Нарисуйте дверь в мой двор.

— Подумайте над тем, сколько дверей вам пришлось нарисовать для каждого индивидуального сценария.

— Есть ли тут двери, которые подходят множеству сценариев?

По материалам книг «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори» и «Дизайн-мышление в бизнесе»
Обложка поста отсюда

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи