90% стартапов не доживают до празднования своего первого дня рождения. Очень просто все испортить в первый же год работы. Даем чек-лист, как к этому прийти.
И рассказываем, что надо делать на самом деле.
1. Думайте только об идее
Поставьте свой продукт на первое место и забудьте о потребителе. Ваш продукт хорош настолько, что для него обязательно найдется клиент.
Первое время не думайте о продажах, не обозначайте целевую аудиторию и не стройте путь от потребности до покупки продукта. Уникальное торговое предложение — это главное.
Такой подход несет за собой размытое позиционирование и отсутствие стратегии. И в результате — крах.
Сделайте все наоборот. В первую очередь определите, кто ваш клиент. Пропишите портреты целевой аудитории. Вначале хватит простого анкетирования их потребностей. Сейчас достаточно создать простую стратегию. Для этого нужно определить, что вы продаете, кому и как.
2. Забудьте про стратегию
У вас уже крутой продукт и классное УТП, а о стратегии вы подумаете, когда наберете обороты. И вообще, для того, чтобы себя позиционировать, надо сначала выйти на рынок.
Когда у бизнеса четко сформулирована стратегия, тогда становится понятно, что именно нужно делать.
Позиционирование позволяет уменьшить ошибки и укрепиться на рынке, сформировать цену, продумать хорошую маркетинговую кампанию.
3. Планируйте быстро
Вы хотите получить дополнительные средства на развитие бизнеса, а инвестор — сценарий роста стартапа. Составляйте бизнес-план в ночь перед общением с ним.
Не торопитесь. В бизнесе любое планирование будет только гипотезой. Даже за два месяца в вашей сфере может поменяться все: от появления конкурентов до полного изменения потребностей ваших клиентов.
Полугодового плана недостаточно. Нужно продумать несколько вариантов действий. План А, План Б, Запасной план и План «на всякий пожарный». Такое планирование в условиях высокой неопределенности позволит продумать множество вариантов развития и избежать негативных событий.
4. «Полируйте» продукт перед стартом
Рынок не может увидеть вашу идею неидеальной. Если сайт, то сразу многостраничный. Если упаковка, то сразу брендированная и дорогостоящая. Не запускайте проект, пока не исправите все недоработки.
Сооснователь LinkEdin Рейд Хоффман сказал: «Если вам не стыдно за свой продукт, значит вы слишком поздно его запустили». Править, находить недочеты и улучшать можно до бесконечности. По достоинству оценить прототип невозможно, только готовый продукт даст понимание. Чем дольше вы оттягиваете, тем велика вероятность, что никогда не запустите.
5. Сначала запуск проекта, команда — потом
В начале пути у вас есть рабочая группа. Она сама со временем превратится в команду мечты. Главное «заразить» этих людей своими идеями.
Когда ваш стартап в начале пути, а бизнес-процессы нестабильны, команды еще не существует. Без вашей помощи группа людей может превратиться в нечто анархическое, но не в команду мечты.
Не переусердствуйте с бесконечными совещаниями, бессмысленными обсуждениями и бесконечными согласованиями. Это изнуряет, особенно на старте.
6. Не думайте о конкурентах
У вас продукт уникален, а идеи лучше. Хоть вы и новый игрок, но у вас точно все получится. А может настоящих конкурентов у вас и вовсе нет.
Много начинающий предпринимателей с такими мыслями закрыли свои проекты очень быстро. Недооценивать конкурентную среду нельзя.
Если конкуренты есть, сформулируйте конкурентные преимущества. Найдите то, в чем вы похожи, и сделайте это иначе. Не затягивайте с запуском. А то к моменту, когда выйдете на рынок, конкурентов будет уже гораздо больше, чем вы предполагали.
Если конкурентов нет — это не повод расслабиться. Это призыв, что потребителей нужно «приучать» к вашему продукту. Стратегия «голубого океана» тоже содержит в себе конкурентов, но не прямых. Если ваш продукт решает какую-то проблему потребителя, подумайте, как он решал ее до появления вашего продукта? Что ему мешает продолжать это делать?
7. Для успешного старта нужно много денег
Очень много денег. Надо выйти на рынок с размахом, чтобы запомниться и сразу стать победителем.
Моментальные высокие результаты — это красиво и желанно, но не стоит питать иллюзий. Гораздо важнее вложить средства, чтобы сначала «прощупать» нишу, потребителей и спрос.
Если ваш продукт уникален, расскажите о нем в СМИ, в социальных сетях. Подключите лидеров мнений, друзей и знакомых.
Предложите бесплатно воспользоваться продуктом и рассказать свое мнение. Вирусная механика в социальных сетях о вас или вашем продукте может дать огромные результаты с минимумом вложений.
Сегодня бизнес меняется ежедневно, в нем остаются самые быстрые, активные и смелые.
Размер вашего бизнеса или дата старта не главное, намного важнее, как вы умеете адаптироваться к новым условиям
По материалам книг «Теория U», «Экспресс-маркетинг», «Стратегия голубого океана»
Источник обложки