В детстве мы легко решаемся на эксперименты: пришла идея — сразу пробуем ее реализовать. Со временем этот навык ослабевает: нам кажется, что эксперименты требуют слишком много времени и сил. Но в бизнесе исследования и тест-драйвы — ценный источник информации и новых идей.
Сделать эксперименты простыми, доступными и быстрыми помогут методы претотипирования. О том, что это такое и чем претотипы отличаются от прототипов, рассказывает книга «Креатив по правилам».
Тестирование перед тестированием
«Креатив по правилам»
Автор термина — Альберто Савойя, долгое время возглавлявший команды разработчиков в высокотехнологичных компаниях. В последнее время он считался активатором инноваций в компании Google. В этой ипостаси Альберто предложил идею нового метода разработки продукта — претотипирования.
Он заметил, что большинство людей буквально влюбляются в свои идеи, погружаются в них с головой и тратят слишком много времени и денег, прежде чем задумаются: а нужно ли обществу то, что они предлагают? Савойя рассматривает процесс претотипирования как «тестирование перед инвестированием», с тем чтобы в первую очередь разобраться, нужно ли вообще производить данный продукт. Альберто говорит: «В претотипировании мы исходим из того, что допускаем ошибки, поэтому хотим действовать не самоуверенно, а осмотрительно, проверяя наши гипотезы, прежде чем браться за их воплощение».
Претотипы vs прототипы
Большинство производителей понимают важность прототипирования, предполагающего создание образцов будущего продукта. Прототипы дают возможность тестирования таких параметров, как размер, вес и восприятие пользователем продуктов и сервисов в целом. Предназначение прототипов — ответ на вопрос: «Можем ли мы это сделать?»
Претотипы создаются до того, как вплотную заняться прототипом. Их задача — служить опытной моделью, позволяющей определить, в правильном ли направлении вы идете.
Претотип — опытная модель, которая не обязана повторять характеристики реальной. Главное, чтобы она позволяла получить нужную информацию. — Источник
Претотипы дают возможность получить ценную информацию о рабочих и рыночных характеристиках для того, чтобы принять или не принять решение о реализации новой идеи, затратив гораздо меньше средств, чем на создание прототипа, — часы или дни вместо недель и месяцев. Претотипирование помогает быстро провалить дело, быстро оправиться после неудачи и экономит массу времени, денег, энергии и энтузиазма на то, чтобы опробовать новые модификации или идеи, пока вы не обнаружите то, что реально может заинтересовать людей.
Еще одно достоинство претотипа: для проведения быстрого эксперимента не требуется особой мотивации. Чтобы создать претотип и понять перспективность идеи, достаточно лишь некоторой заинтересованности в ней. Более того, поскольку большинство новых замыслов терпит поражение, следует как можно раньше проверить их, чтобы понять, в правильном ли направлении вы работаете.
Вот несколько методов создания претотипов, с помощью которых можно провести тест-драйв той или иной идеи.
Метод «механического турка»
Этот метод используется для замены сложного вычислительного устройства. Термин возник в Европе в конце XVIII века. Один изобретатель сконструировал механическое устройство в виде человека, одетого в национальный турецкий костюм, с тюрбаном на голове, и представил его как автомат, умеющий играть в шахматы. В действительности внутри находился человек, управлявший движениями «механического турка».
Метод применяется и поныне. Так, «турок» компании Amazon помогает привлечь широкий круг пользователей для решения однотипных задач, например каталогизации фотографий или написания транскриптов.
В претотипировании метод используется точно так же: перед тем как конструировать сложный и дорогостоящий инструмент, вы проверяете идею с помощью человека, который выполнит эту работу. Например, прежде чем разрабатывать сложное программное обеспечение для распознавания фотоизображений, попытайтесь понять, нужен ли этот сервис потребителю, наняв группу студентов для оценки полезности и качества услуги.
Метод Пиноккио
Этот метод предполагает создание «деревянного» макета вашей идеи, то есть вы используете недорогую замену настоящего образца. Это отличный способ понять, как тот или иной продукт может вписаться в рынок.
«Пиноккио» просты и дешевы в производстве, поэтому вы можете сделать их столько, сколько идей нужно проверить. — Источник
Примером служит проект, часто предлагаемый в качестве задания учащимся средней школы (от 11 до 14 лет). Их просят в течение недели носить с собой в корзинке сырое яйцо, стараясь не разбить его. Цель задания — дать детям некоторое представление о том, что значит быть родителями, чтобы они понимали, какая это ответственность — заботиться об уязвимом младенце 24 часа в сутки.
Этот простой претотип в высшей степени эффективно демонстрирует, сколько труда требует забота о ребенке, и избавляет от необходимости привлекать к исследованию и подвергать опасности несколько десятков настоящих младенцев.
Метод фасада
В этом случае вы рекламируете еще не существующий продукт, чтобы оценить степень заинтересованности в нем. Размещайте пробную рекламу в интернете, на радио, в газете или на флаере и отслеживайте реакцию потенциальных потребителей. Показатель отклика (ответной реакции) довольно точно отражает реальный интерес.
Запустите простую рекламу до того, как взяться за производство продукта. — Источник
В высшей мере показателен пример Билла Гросса, основателя фонда IdeaLab. Некоторое время назад, еще до широкого распространения электронной коммерции, он решил узнать, готовы ли люди покупать машины по интернету, и создал пробный сайт в виде всего одной страницы с предложениями о продаже автомобилей. Вот эта история, рассказанная самим Биллом Гроссом.
«В 1999 году мы запустили CarsDirect. В то время люди боялись вводить данные кредитных карт онлайн, а я хотел таким образом продавать машины! Мы запустили сайт вечером в среду, а к утру четверга у нас уже было четыре заказа. Мы быстро закрыли сайт (нам нужно было купить четыре автомобиля по розничной цене и доставить четверым покупателям — с убытком для себя), но доказали правильность своей идеи. И только после этого начали создавать настоящий сайт и компанию».
Сбор информации
Самая важная задача всех рассмотренных методов претотипирования — сбор информации. Даже если претотипы не будут высокоэффективны, как ожидалось, они позволят получить опыт, который можно использовать в следующей серии экспериментов. На создание претотипов уходит мало времени, поэтому и вред от них минимальный. Поскольку они не требуют особых усилий, не нужно и большой самоотдачи.
Если вы относитесь к жизни, образованию и бизнесу как к серии экспериментов, то все достигнутые результаты можно рассматривать как данные, которые пригодятся для нового раунда исследований.
Практическое задание
Потренируйтесь создавать претотипы. Выбрав несколько проблем-возможностей — больших или малых, придумайте и выполните разные виды претотипов, чтобы оценить целесообразность разных решений. Например, как создать претотип приготовления нового блюда для ресторана, подушки со встроенным будильником или приложения, предлагающего циклы персональных тренировок. Подумайте, какой из методов применить к каждому из них: «механического турка», Пиноккио или фасада.
По материалам книги «Креатив по правилам»
Обложка поста — unsplash.com