Если вы давно мечтали стать дизайнером, то вот — держите целую порцию ценных рекомендаций из наших книг. Про дизайн-мышление, человекоориентированный дизайн, критику, шрифты и кавычки. Советы помогут новичкам и тем, кто хочет поразмышлять о любимой профессии.
Советы от Эрика Шпикерманна
Легендарную книгу «О шрифте» Эрика Шпикерманна, пожалуй, знают все опытные дизайнеры. Профессор Бременской академии искусств, член Немецкого совета по дизайну, президент Международного общества дизайнеров типографики Шпикерманн подсказывает, как познать тайну идеального шрифта.
О шрифте
Источник
Ассоциации
Многие шрифты ассоциируются у нас с определенной продукцией. Например, свежим продуктам больше подходят надписи с рукописным шрифтом, а высокотехнологичным товарам — холодные, технократические гарнитуры. Выпечке «к лицу» антиквы с мягкими формами, цельнозерновым — быстро написанный от руки шрифт с неровными контурами, а серьезному коммерческому предприятию — что-то вроде гравировки на меди.
Шрифтов много
Хотя такие популярные гарнитуры, как Helvetica, могут сильно облегчить жизнь типографу, они очень быстро становятся предсказуемыми. Не стоит пренебрегать шрифтами, разработанными специально для решения конкретных задач. Если вам нужно разнообразие в пределах одной формальной структуры, переверните страницу.
Кавычки
Обычно, чтобы заключить некое высказывание в кавычки, вы нажимаете на клавишу, на которой изображены две вертикальные черточки. В большинстве операционных систем это прямой двойной штрих. Он сразу выдаст в вас новичка, юриста, бухгалтера — кого угодно, только не профессионального дизайнера. Правильные типографические кавычки в русском языке — это французские кавычки, часто называемые «eлочками».
Жирный шрифт
Применение очень жирных шрифтов ограничено. В мелких кеглях заплывают внутрибуквенные просветы, и большинство слов становятся нечитаемыми. Так что лучшее, что можно сделать с жирными шрифтами, — применять их при необходимости, чтобы подчеркнуть ритм и сделать акцент на другие инструменты.
Интерлиньяж
В отношении интерлиньяжа следует запомнить одно правило: он должен быть больше, чем межсловный пробел, иначе взгляд будет скользить от слова на первой строке сразу к слову на нижней строке. При правильном интерлиньяже взгляд перемещается вдоль одной строки, прежде чем перейти к следующей.
Советы от Дональда Нормана
Дональда Нормана газета Business Week назвала «одним из влиятельнейших дизайнеров в мире». Именно он написал книгу «Дизайн привычных вещей», которая почти двадцать лет оставалась актуальной. В том году вышла обновленное и дополненное издание его книги. Вот некоторые важные мысли из неё.
Дизайн привычных вещей
Источник
Полюбите проблемы
Дизайнерам следует сосредоточиваться на тех моментах, когда все начинает работать неправильно, а не только на периодах беспроблемной работы. Именно в таких ситуациях работа дизайнера приносит наибольшее удовлетворение: что-то не так, машина показывает, в чем проблема, человек понимает, в чем дело, предпринимает необходимые шаги, и проблема решена.
Наглядность и понятность
Две важнейшие характеристики хорошего дизайна — это наглядность и понятность. К примеру, если дверь открывается от себя, дизайнер должен обеспечить ее подсказками, которые укажут, с какой стороны толкать. Это не разрушает эстетику. Указатели, опоры, надписи — это естественные подсказки, которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, и вы сразу понимаете, что делать.
Человекоориентированный дизайн
Одна из самых сложных задач дизайна — определить, какую именно проблему будет решать дизайнер. Она настолько сложна, что человекоориентированный дизайн стремится избегать формулирования проблемы до последнего.
Дизайнеры перебирают повторяющиеся варианты того, как будет выглядеть продукт. Затем начинают эти идеи тестировать, совершенствуя их во время каждого подхода. И постепенно у них получаются продукты, которые на самом деле отвечают потребностям людей.
Не критикуй, если…
Одно из личных правил Нормана гласит: «Не критикуй, если не можешь сделать лучше». Попытайтесь понять, как получился такой неудачный дизайн, попробуйте сформулировать, как можно было сделать иначе. А когда вы столкнетесь с хорошо спроектированным предметом, тем, которым с легкостью и без каких-либо усилий сможете пользоваться с первой попытки, остановитесь и рассмотрите его.
7 вопросов к дизайнеру
- Чего я хочу добиться?
- Какие есть варианты?
- Что я могу сделать?
- Как мне это сделать?
- Что произошло?
- Что это значит?
- Это хорошо?
Любой, кто пользуется вашим продуктом, должен в любой момент суметь ответить на все семь вопросов. Это значит, что на дизайнера ложится обязанность удостовериться в том, что на каждом этапе продукт предоставляет необходимую информацию.
Советы от Майкла Бейрута
Один из лучших дизайнеров в мире Майкл Бейрут не так давно выпустил сборник своих эссе «Теперь вы это видите!». Поверьте, уж ему есть что рассказать. Бейрут получил сотни дизайнерских наград, а его работы можно встретить в Музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Вот несколько советов от гуру.
Теперь вы это видите
Источник
Типографика
«Как-то меня спросили, важно ли графическому дизайнеру уметь рисовать. Я ответил, что лучше уметь читать, — пишет Бейрут. — Типографика — фундамент и отправная точка нашей работы. Буквы складываются в слова, затем в предложения, абзацы, и всё ради донесения идей».
Дизайнер уверен, что эффектная последовательность букв оформляется сама собой, а вот неудачи будут выглядеть плохо, что бы вы ни делали. Работая с текстом и выбирая шрифт, представьте себя кастинг-директором. Задавайте себе вопрос: какие персонажи могли бы произнести эти слова?
Фон тоже важен
Урок успешности у каждого свой, но есть правило, которое важно усвоить как можно раньше.
Прочее, что делает дизайнер, тоже важно, и нужно делать это с умом, энтузиазмом и любовью. Именно это создает фон, который наполняет вашу работу смыслом. Если вы всё делаете правильно, то это помогает делать эту работу хорошо.
Режим по умолчанию
У каждого хорошего дизайнера, считает Бейрут, есть «режим по умолчанию»: это универсальное решение, которое помогает, когда на ум не приходит ничего оригинального.
Если этот режим использовать всегда, то его начинают ассоциировать с вашим оригинальным стилем. Так что тут важно не перестараться: не бояться его, но не искать намеренно. Поверьте: если понадобится, у вас есть подстраховка. Зная это, вы реже будете нуждаться в ней.
Ассимиляция
Нас постоянно учат, как выделиться на общем фоне. Но если вы присмотритесь, то увидите: немногие щеголяют в гавайских юбках и цилиндрах. Похожая ситуация в дизайне.
Люди узнают ваш соус на полке. Им нужен соус для спагетти. И похожим на соус для спагетти его делает совокупность сотен мелких стилистических маркеров, которые необходимо изучить и которыми нужно овладеть. Поняв, как вписаться в окружение, вы сможете решить, что сделать, чтобы в нем выделиться.
Стиль=привычка
Бейрут вспоминает начало политической карьеры Барака Обамы: тогда он принял решение носить только унылые серые, синие и черные костюмы, чтобы сосредотачивать внимание на более важных вещах. Идея не новая и вторит высказыванию Уильяма Джеймса в 1877 году (!): «Чем более мелких обыденных действий мы предоставим контролю автоматизма, тем более наши высшие духовные способности будут иметь свободы для своей деятельности».
Советы от Тима Брауна
Автор книги «Дизайн-мышление в бизнесе» Тим Браун — СЕО компании IDEO, одной из самых успешных в мире дизайн-компаний. Браун написал потрясающую книгу, которую очень сложно цитировать: каждая мысль — ценная. Держите несколько рекомендаций.
Дизайн-мышление в бизнесе
Источник
Люди прежде всего
Работа дизайнера, как удачно подметил Питер Друкер, — это «превращение потребности в спрос». На первый взгляд все просто: надо понять, чего хотят люди, — и дать им это. Но если все так легко, почему так мало историй успеха вроде iPod, Prius, MTV или eBay? Ответ заключается в том, что нужно вернуть человека на центральное место. Нужно научиться рассматривать людей прежде всего.
Команда+творчество
Дизайн — это по природе своей творческая деятельность. Но не в романтическом смысле. В дизайнерской картине мира решения не находятся где-то и не ждут, пока их откроют. Решения здесь заключены в творческой работе команды. Именно процесс творчества порождает идеи и концепты, которых не существовало ранее.
Правила инноваций
Излишнее стремление к экспериментированию может оказаться опасным: у компаний, в отличие от биологических систем, нет бесконечного времени. Вот несколько правил разумного подхода к экспериментам.
- Лучшие идеи возникают, когда вся экосистема организации — а не только дизайнеры и инженеры, и уж конечно не исключительно руководство — имеет пространство для экспериментирования.
- Те, кто наиболее подвержен влиянию внешней среды (новые технологии, меняющаяся клиентская база, стратегические угрозы или возможности), лучше других готовы к ответу и более других мотивированы.
- Идеи не следует отбирать на основании того, кто создает их.
- Выбирайте идеи, вызывающие шум. У идей должна быть поддержка — пусть и незначительная, до того момента, пока они не получат поддержку организации.
- Главная цель должна быть четко названа, чтобы организация знала, куда направляется, и чтобы новаторы не чувствовали потребности в постоянном надзоре.
Эти правила применимы почти к любой сфере инноваций. Они позволяют сделать так, чтобы семена креативности пустили корни — даже в овощном магазине.
О мозговых штурмах
В любом мозговом штурме существуют правила. Без правил нет общей структуры сотрудничества группы, и мозговой штурм превращается в посиделки, на которых много болтовни и мало взаимного выслушивания.
У каждой организации есть свой вариант правил проведения мозгового штурма. В IDEO предоставляют отдельные кабинеты, а правила буквально написаны на стенах: «Не судите». «Поощряйте дикие идеи». «Не отходите от темы». Самое важное, считает Тим Браун, создавать свои идеи на основании идей других. Эта заповедь важна, поскольку она обеспечивает участие каждого человека в проработке предложенной идеи и помогает развить ее.
Рисование
Рисование нужно не столько для того, чтобы иллюстрировать идеи, но для того, чтобы выражать их. Только рисунок может одновременно раскрыть функциональные характеристики идеи и ее эмоциональный аспект. Будь то фен для волос, дом отдыха в сельской местности или годовой отчет — рисование определяет решения.
Леонардо да Винчи часто останавливался посреди улицы и зарисовывал то, в чем хотел разобраться: переплетение травинок, кота, свернувшегося на солнышке, водовороты в сточных желобах. Более того: ученые, занимающиеся исследованием его набросков, опровергли миф о том, что каждый чертеж — это его изобретение. Как настоящий дизайн-мыслитель, Леонардо да Винчи использовал навыки рисования для развития идей других людей.
Из книг «Теперь вы это видите!», «Дизайн привычных вещей», «Дизайн-мышление в бизнесе», «О шрифте»
Обложка отсюда