За прошедший год у нас вышло много хороших книг для руководителей и всех, кто мечтает стать человеком, за которым готовы идти. Настоящий лидер вдохновляет на новые свершения, не боится ошибок и видит на шаг вперед. Сделали 10 карточек с советами из книг.
Задавайте вопросы
Одна из задач лидера — помогать обучать работника. Задавайте ему вопросы. Например, такие.
- Каким был ваш последний шаг и что получилось?
- Что вам удалось узнать?
- Каково состояние проблемы сейчас?
- Какая цель будет у вашего следующего шага?
- Над преодолением какого препятствия вы сейчас работаете?
- Каким будет ваш следующий шаг?
- Какого результата вы ожидаете?
- Когда мы можем его проверить?
При таком подходе лидеры помогают работникам увидеть и решить повседневные проблемы.
Из книги «Руководство по DevOps»
Буйки вместо границ
Попробуйте в новом году создать в компании «буйки, а не границы». Вместо того чтобы проводить жесткие границы, за которые никто не должен заступать, с помощью буйков обозначьте глубокие места канала, где сотрудники в безопасности и где их поддержат. Они могут выплыть за буйки в том случае, если продолжают следовать принципам организации. В конце концов, как можно создать новую инновацию, помогающую достичь успеха, если мы не исследуем неизвестное и не работаем на самой границе? Лидеры должны размечать фарватер, способствовать судоходству и позволять «матросам» исследовать то, что лежит за пределами обитаемых земель.
Из книги «Руководство по DevOps»
Управляйте собой
Когда вы только начинаете карьеру, кажется, что главные качества начальника — смелость, решительность и умение отдавать приказы. Но стоит занять руководящую должность, и вы понимаете, что эта роль намного сложнее и человечнее. Власть, которую вам дает положение, помогает лишь до определенного предела. Настоящая власть приходит, когда вы соблюдаете баланс: прислушиваетесь к потребностям и желаниям тех, кто следует за вами, и вместе с тем уверенно создаете условия и обстановку для достижения цели. Трудно устоять перед соблазном всем нравиться (это особенно касается женщин), но это нецелесообразно и совсем не первостепенно. Чтобы руководить, чтобы люди следовали за вами, нужно много слушать других. Но, кроме того, обязательно слышать себя — свои потребности, желания, триггеры. Другими словами, чтобы вести других, нужно управлять собой.
Из книги «Без ярлыков»
Трудитесь
Айфоны в подарок, курс «Как стать миллионером за три месяца», взаимные подписчики, похудение за один вебинар… Вокруг полно таких объявлений. Нам пытаются доказать, что добиться целей легко — можно вообще ничего делать. Но так не бывает.
Я в свое время тоже хотел легких денег и даже покупал билеты «Русского лото». А потом взял калькулятор и посчитал, каковы мои шансы на большой выигрыш. Знаете, сколько они составляют? 0,001316%. Вероятность сорвать крупный выигрыш в одном тираже меньше, чем вероятность умереть в день розыгрыша. Да, кто-то сорвет легкие деньги, но, скорее всего, это будете не вы. Поэтому сделайте себе татуировку: «Нет хайпу! Да — труду и самодисциплине».
Из книги «45 татуировок личности»
Не упускайте возможности
Однажды я видел, как бабочки появляются на свет. Сначала гусеница окукливается — образует вокруг себя кокон. Когда она готова выйти, кокон трескается, и будущая бабочка начинает активно работать, чтобы расправить крылья. Она торопится, потому что вскоре кокон затвердеет. Если она не успеет, то умрет внутри.
Это история о наших возможностях. Допустим, вам предлагают совместный проект, а вы долго сомневаетесь, и — раз! — возможность исчезает. А потом вы узнаете, что ее реализовал кто-то другой. Или в спорте: вас зовут на соревнования, но у вас другие планы. Вы думаете: «Не сейчас» — и ваш товарищ становится чемпионом. Остается только вздыхать и завидовать. Кокон открывается на время. Возможность не будет ждать долго. Решайтесь!
Из книги «45 татуировок личности»
Не бойтесь ошибок
Ошибки причиняют боль, но не нужно пытаться защититься от них или защитить кого-то. Боль сигнализирует, что что-то идет не так, и учит, что не стоит повторять то же самое еще раз. Чтобы успешно справляться со слабостями, своими и чужими, прежде всего нужно открыто их признать, а затем искать способы, как не допустить, чтобы они повредили вам в будущем.
Как раз на этом этапе многие заявляют: «Нет, спасибо, это не для меня, предпочитаю не иметь с этим дела». К сожалению, это проигрышная позиция и лично для вас, и для компании: она препятствует достижению целей. К сожалению, лишь единицы способны честно признать свои ошибки. Хотя так не должно быть. Если вы вспомните себя год назад и не ужаснетесь, каким глупым вы были, значит, вы ничему не научились.
Из книги «Принципы»
Два уровня обсуждений
При возникновении проблемы ведите обсуждение на двух уровнях. Первый уровень — механизм: почему был получен такой результат. Второй — конкретная ситуация: что с ней делать. Не совершайте ошибку и не обсуждайте только конкретную ситуацию, так как в этом случае вы занимаетесь микроменеджментом (вы думаете за своих подчиненных, и они могут ошибочно решить, что это нормально).
При обсуждении на уровне механизма четко обозначьте, каким должен был быть результат, и проанализируйте, почему что-то пошло не так. Если вам нужно срочно принять решение, что делать, и дать поручение подчиненному, обязательно объясните, что вы делаете и почему.
Из книги «Принципы»
Не переживайте, нравитесь вы сотрудникам или нет
Беспокойтесь только о том, чтобы принимать лучшие из возможных решений: что бы вы ни делали, всегда найдутся люди, которые будут уверены, что вы что-то (или всё) делаете неправильно. Такова природа человека: все пытаются склонить вас к собственной точке зрения и раздражаются, если не получается это сделать, даже если нет оснований считать мнение правильным. Так что, если вы хороший руководитель, не удивляйтесь, что кто-то с вами не согласен. Мыслите логически и объективно оценивайте степень вероятности того, что вы правы.
Как вести себя с сотрудниками? Выбор невелик. Вы можете их игнорировать: это вызовет неприязнь, кроме того, вы не будете знать, что они думают. Вы можете безропотно идти у них на поводу — это не лучшая идея. Или же вы можете поощрять их высказывать свое несогласие и открыто и рационально убеждать их, пока все не признают относительные преимущества вашего образа мышления. Устраивайте открытые обсуждения и не переживайте, возьмет ли верх ваша точка зрения или нет, поскольку победят лучшие идеи.
Из книги «Принципы»
Все неважное отдавайте на аутсорсинг
Многие слышали про правило 80/20: принцип Парето, который говорит, что 80% ваших результатов приносит то, что вы делаете в течение 20% вашего времени. Большую часть времени мы занимаемся несущественными делами, которые можно смело отдать на аутсорсинг.
Работайте не много, а сознательно, с максимальной эффективностью: только так вы сэкономите время и энергию. Определите самые важные 20% задач, которые дают 80% конечных результатов, и уделяйте им как можно больше времени. Например:
- не тратьте 80% денег на то, что принесет 20% прибыли;
- не тратьте 80% времени на 20% развлечений;
- уделяйте 80% времени 20% занятий (тем, что наиболее важны для вас);
- удалите 80% электронных писем или поручите работу с ними кому-нибудь другому.
Из книги «Принцип рычага»
Не кормите зверя
В сфере IT работают по Agile. Слово переводится как «проворный», «шустрый». Суть в том, чтобы делить путь к большой цели — на короткие отрезки. В любой другой сфере можно и нужно делать так же. Экспериментировать и прислушиваться к себе. Нравится? Продолжайте. Нет? Меняйте вектор.
Это как мини-версия мечты: примерил → понравилось → продолжаешь. Или нет. И нужно всего лишь 9 недель. Успех — прожорливый зверек. Сколько сил и часов ему ни скорми, все будет мало. Нужно находить баланс, иначе друзья разбегутся, домашние и собака забудут, как вы выглядите, а от синяков под глазами и эмоциональной опустошенности ничто не спасет. Жить под девизом не «сделать невозможное», а «сделать невозможное и быть счастливым».
Из книги «Просто космос»
Обложка поста: unsplash.com