Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Как принимать верные решения, или 4 стратегии для бизнеса
23 ноября 2018 5 916 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Компании тратят миллиарды долларов, чтобы мы покупали их продукты импульсивно, не задумываясь, действительно ли нам это нужно. Социальные сети устроены таким образом, чтобы мгновенно и без остатка порабощать наше внимание. Получается, что современный мир принимает решения за нас. И главный его союзник — наш мозг. Как взять под контроль процесс принятия решений?

Книга Никиты Маклахова «Будет сделано!» написана на основе опыта 100 гостей подкаста. На тему решений рассуждает Ксения Паниди, доцент высшей школы экономики. Когнитивные психологи доказали, что мы действуем нерационально в том числе из­-за физиологических ограничений мозга. Например, он не способен переработать всю доступную информацию, поэтому мы вынуждены выбирать, куда направить внима­ние. В связи с этим, принимая решение, мы оперируем лишь частичным знанием. К тому же мы легко попадаем в ловушки мышления. Одна из них — излишняя уверенность.


«Будет сделано!»

Большинство во­дителей убеждены, что их способ вождения абсолютно безопасен. Тем, кто за рулем не первый год, кажется, что навык уже в достаточной степени освоен. Как следствие, они начинают чаще рисковать. Лихачи перестают крити­чески относиться к своим способностям и недооценивают важность случайных факторов. Ксения рассказала еще об одной любопытной особенно­сти человеческой психики.

Принимая решение, мы более склонны избегать потерь, нежели получать выгоду.

Это связано с эволюцией. Наши предки были заняты лишь одним: выживанием. Для них было важно просто уцелеть, а мысли о более вкусном ужине отходили на второй план. Потеря означает гибель — такую установку мы унаследо­вали от древних людей и руководствуемся ею, принимая решения.


Соревнуясь, мы пытаемся главным образом не проиграть. И забываем спросить себя — стоит ли победа наших усилий? Источник

Апофеозом этой идеи может служить эксперимент с 20 долларами. Его неоднократно проводил преподаватель Мва Макс Базерман. Из года в год ему удавалось прода­вать первокурсникам на аукционе банкноту в 20 долларов. Причем они платили цену, в несколько раз превышающую номинал купюры. Однажды победитель торгов ушел в серь­езный минус, выложив за лот целых 184 доллара!

Почему студенты попадали в ловушку? На аукционе действовало простое правило: тот, кто по результатам оказывается вторым, расстается с озвученной им суммой, не получая ничего взамен. Разумеется, просто так отдавать свои кровные никому не хотелось, поэтому приходилось повышать ставку. Парадокс, но в какой­-то момент сделка переставала быть выгодной для всех, в том числе и для победителя торгов. Только профессор Базерман неизменно оставался в выигрыше и, посмеиваясь, прятал в бумажник кругленькую сумму.

Пробуждающий вопрос

Однако не стоит опускать руки. В наших силах изменить ситуацию, по крайней мере в собственной жизни. Теме развития осознанности посвящено множество прекрасных книг, так что сейчас сделаем акцент всего на одном простом и эффективном инструменте. Это пробуждающий вопрос.

Своевременно заданный самому себе вопрос прервет автоматическую программу поведения и заставит принять решение на основе целей и ценностей, не позволив идти на поводу импульсов. Например, «Я действительно хочу съесть шоколадку или просто устала и мне лучше немного передохнуть?» либо так: «Я действительно настолько голодна, чтобы съесть всю порцию, или мне просто жалко оставлять еду на тарелке?»

Но как мы сможем «проснуться» и вовремя задать себе вопрос, если большую часть времени действуем на автопилоте? Это тот случай, когда не следует доверять самому себе. Разумнее положиться на что-то более надежное, например будильник. Обычный таймер, установленный на определенное время, подаст сигнал и напомнит, что пришло время обратить пристальное внимание на происходящее.

Ниже приведен список вопросов, которые полезно задавать себе хотя бы раз в день.

  • Какая у меня цель (миссия)?
  • Почему я думаю именно так?
  • Почему я хочу это сделать? Зачем я это делаю? Какой в этом смысл? Ведет ли это к цели?
  • То,что я делаю, доставляет мне удовольствие или нет?
  • Что я сделаю сегодня для того, чтобы быть довольным собой и приблизиться к своей мечте? Чем удивлю этот мир?
  • Кому и за что я благодарен?
  • В какой степени я сейчас искренен? Насколько я — это я?
  • Кто я сейчас? Что из себя представляю?
  • Что происходит вокруг? Что я слышу и вижу?
  • Почему я сейчас проживаю именно такой опыт?
  • Находится ли то, что я пытаюсь изменить, в сфере моего влияния?
  • Отдохнул ли я сегодня?
  • Где сегодня моя энергия? Куда меня тянет?
  • Что полезного я сделал для себя и окружающих?
  • Чему я радуюсь?
  • Что я сейчас развиваю?

Ловушки мышления

Остановимся подробнее на том, как наш мозг дает себя обманывать. В книге «Ловушки мышления» Чип и Дэн Хиз рассказывают о четырех главных врагах неправильных решений.


«Ловушки мышления»

  • Узкие рамки

Обычно мы задаемся вопросом: «Должен я порвать со своим партнером или нет?», но при этом не спросим себя: «Каким образом мне сделать наши отношения лучше?» Мы спрашиваем: «Должен я купить новый автомобиль или нет?», а не задумываемся: «Как потратить деньги, чтобы принести наибольшую пользу семье?» Мы заранее загоняем себя в узкие рамки и тем самым сужаем варианты выбора.

  • Отсутствие объективности

В жизни мы привыкли быстро получать представление о ситуации, а затем искать информацию, подтверждающую наше представление. И эта пагубная привычка, которая называется «подтверждением предвзятости», — второй враг, мешающий принимать правильные решения.

Когда люди имеют возможность собирать информацию со всего света, они склонны выбирать ту, которая подтверждает их прежние выводы, убеждения или действия. Политические партизаны ищут средства массовой информации, подтверждающие их мнение, но редко подвергают сомнению свои убеждения, интересуясь точкой зрения другой стороны. Потребители, испытывающие неутолимое желание купить новый автомобиль или компьютер, ищут причины, чтобы оправдать покупку, а не отложить ее.


Найти оправдание можно для любой покупки. Источник

  • Мгновенные эмоции

Когда нам необходимо принять трудное решение, наши чувства бурлят. Мы постоянно прокручиваем в голове одни и те же аргументы. Мучаемся по поводу известных обстоятельств. Ежедневно меняем свое мнение. Посмотреть на все со стороны — непросто.

  • Самонадеянность

Когда мы уверены на 100%, что правы, в реальности оказывается не всегда так. Самонадеянность мешает взглянуть на ситуацию под разными углами и увидеть, что все может быть не так, как нам кажется. Сбросить пелену с глаз помогает жизненный опыт: чем чаще наступаешь на грабли, тем виртуознее начинаешь их обходить.

А вот советы от братьев Хиз, как поступать в тех или иных ситуациях при принятии сложных решений.

Ситуация 1. Мы анализируем и анализируем, но, кажется, так ничего и не ре­шили.

1. Если ваша медлительность обусловлена «торгом», то, может быть, имеет смысл подождать. В результате рассмотрения различных вариантов и противоположных мнений решения вашей команды могут улучшиться. 2. Может быть, то, что вы анализируете, быстрее проверить? В качестве эксперимента сделайте рефрейминг своего выбора на основе интуиции. 3. Задайте вопрос Энди Гроува: если бы вас заменили, что бы стал делать ваш преемник? 4. Если вы медленно решаете из-за боязни риска, проведите предсмертный анализ и рассчитайте способы ограничить потенциальные потери.

Ситуация 2. Все боятся принимать решения, потому что многое поставлено на карту.

1. Попробуйте использовать вопрос Роджера Мартина: «Чего нам не хватает, чтобы этот вариант оказался правильным?» Групповой ответ поможет распределить ответственность за решение. Если все согласны с «условиями», которые вы будете использовать, чтобы сделать окончательный выбор, то все несут одинаковую ответственность за решение. 2. Не кладите голову на плаху, пока не проведете учинг — «один раз отрежь». Если учинг покажет неэффективность, вы только ограничите риск.


Риск может быть обдуманным. Источник

3. Простая экспозиция приводит к тому, что статус-кво кажется безопасным и удобным, а новые идеи — рискованными. Попробуйте сделать новую идею более безопасной — найдите кого-то, кто решил вашу проблему. Признайте тот факт, что решение уже существует, — кто-то другой уже взял на себя риск. 4. Признайте, что ваша идея имеет риски, и установите метки, определяющие условия, при которых вы дадите обратный ход (если вы открыто готовились к плохим результатам, маловероятно, что вы станете козлом отпущения).

Ситуация 3. Я принимаю решения медлен­нее, чем хотелось бы, как мне стать быстрее/смелее?

1. Похоже, вы склонны к предупредительному мышлению, поэтому задайте себе вопросы в стиле мышления продвижения: «Как бы я принял это решение, если бы стремился открыть возможности лично для себя?» 2. Попробуйте спросить себя: «Что я посоветовал бы лучшему другу?» Ваша осторожность может быть следствием мгновенных страхов (например, смущения), которые не так важны в долгосрочной перспективе. В этом вам поможет некоторая психологическая дистанция. 3. Если вас беспокоит, что произойдет, если вы сделаете плохой выбор, рассмотрите вопрос о метках (по сроку или бюджету), которые создадут для вас комфортную ситуацию, ограничив потери.

Ситуация 4. У нас нет времени на скрупулезное следование процессу каждый раз, когда мы принимаем решение

1. Расширьте: добавьте еще один вариант к набору рассматриваемых вариантов (если у вас не получается его придумать, поищите того, кто решил вашу проблему, через сеть своих контактов или просто с помощью поиска в интернете). 2. Тест на реальность: позвоните одному эксперту, который сможет информировать вас о «базовых ставках» в вашей ситуации (например, шансах на успех или типичных сроках). 3. Дистанцируйтесь: разрешайте дилеммы, задавая вопрос: какой вариант больше соответствует вашим базовым приоритетам. 4. Подготовьтесь: установите крайние варианты будущего — потратьте час на мысли о том, что может пойти не так, что может пойти очень хорошо, а затем подготовьтесь к обоим вариантам.

По материалам книг «Будет сделано!», «Ловушки мышления»

Обложка поста: pixabay.com

Похожие статьи