Нарассуждавшись вдоволь о том, для чего наемные сотрудники читают бизнес-романы и истории предпринимателей, я пошла к самим предпринимателям. Вопрос был все тот же: для чего вам чужие истории успеха? Разве они правда помогают не наделать ошибок в бизнесе?
Данные достаточно субъективны, но любопытны. Я поговорила со своими знакомыми бизнесменами, закинула опрос в крупнейшую российскую фейсбук-группу для предпринимателей Websarafan, и несколько людей откликнулось на мой призыв в прошлой статье.
Не трать время, милая, не трать время!
Оказалось, что есть группа владельцев бизнеса, которая не читает бизнес-книги принципиально. Только художественная литература, психологизм и прописанные классиками характеры. А если уж о бизнесе что-то и берут в руки, то только «Искусство войны». Этот классический трактат Сунь-Цзы — бесспорный бестселлер, да еще и проверенный веками. Добавьте книгу в свой список чтения, если ее там нет: по отзывам — каждый предприниматель в процессе чтения что-то для себя полезное да вылавливает.
В картинках и схемах сложные концепты запоминаются легче. Источник — «Искусство войны в иллюстрациях»
Причины нечтения разные — от сильной занятости до быстрой утраты актуальности контента. Пока издатели упаковывают истории в книгу и переводят, проходит время и что-то устаревает. Проще прочитать кейсы на специализированных сайтах.
«Для меня книги о чьем-то успешном успехе — это романы, которые классно почитать на досуге. Нельзя сказать, что я ничего из них не выношу. Но мой выбор — более узкоспециализированные книги с прикладной информацией», — говорит директор компании Unifinance Александр Корж.
Вдохновиться и зажечь
Часть предпринимателей вдохновляется бизнес-историями регулярно, и в среднем раз в 5-6 месяцев что-то из бизнес-романов да прочитает. Чаще всего мне говорили, что ради любопытства и позитивного импульса.
Бизнесвумен Алена Романюк сформулировала так: «Предприниматель зажигает и придумывает, а менеджеры воплощают. Инструменты — для менеджеров, а бизнес-истории очень помогают мыслить и развивать бизнес».
«Как бы красиво потом ни выглядела история успеха в интервью, за ней скрываются годы напряженного труда, воли, преодоления и веры. А поддерживают в нас эту веру в
себя мотивирующие истории успеха других людей. Поэтому я люблю читать книги, которые поднимают волну энергии и драйва, дают не столько инструменты, сколько настраивают тебя на успех», — считает писатель и мотивационный спикер Ольга Дмитриева.
По моим наблюдениям, бизнес-истории особенно по душе представителям поддерживающих и творческих профессий — коучам, психологам, писателям. В книгах всегда найдешь зажигательный пример в тему, которым можно поделиться со своей аудиторией. Наш автор Елена Резанова каждое воскресенье за чашкой кофе рассказывает у себя в фейсбук-профиле какую-то поучительную историю, и многие из них — как раз из бизнес-романов.
Скриншот из профиля Елены Резановой.
Набрать кейсов
Люди с предпринимательской жилкой часто подсматривают в чужих историях решения для себя. По сути, вся жизнь — это бесконечное поле для подсматривания решений. Истории успеха бизнесменов — не исключение.
«Бизнес романы читаю, но не просто про истории успеха или провала. Их полезно прочесть, чтобы зарядиться, замотивироваться, но конкретики в них нет. Разве что глобальные идеи, для построения бизнеса этого мало. Но мне очень нравится, когда идет подача обучения или рассказ об инструментах в книгах не сухо, а с элементами художественных приемов. Пример таких шикарных полезных книг — Цель, Дедлайн. Постоянно применяю найденный у Голдрата инструмент „дерево текущей реальности“», — говорит один из предпринимателей в анонимном режиме.
Перенять ценности и образ мышления
Принципы и способы решений важнее кейсов — посчитали многие. Ценность — это образ мышления успешных сейчас деятелей. Их философия. Что было на ранних этапах становления. Как и почему принимались решения?
Павел Головин, ведущий проекта «Финансы и маркетинг для предпринимателей» привел развернутый комментарий с примерами, который мне хочется привести здесь почти полностью.
«На мой взгляд, на книги с бизнес-историями большинство смотрят поверхностно. Или как на мотивирующие истории, вроде современных бизнес-золушек, или как на возможность найти полезные кейсы, которые можно применить один в один. Но наибольшую ценность представляет возможность взять принципы, образ мышления предпринимателя. А вот это большинство упускает. Чтобы не быть голословным, как и что применял я:
После Ричарда Бренсона „К черту все, берись и делай“ — принимал решение о новом бизнесе за 15 минут, а потом долго и тщательно считал потоки доходов и расходов, поступлений и расходов денег, чтобы бизнес-идея была жизнеспособной.
Джорж Сорос в „Опережая перемены“ поделился со мной очень важной моделью мышления. На любую ситуацию на рынке Сорос создает ментальную модель, но не свято верит в нее, а стоит на том, что любая модель ошибочна. Поэтому чем лучше дела, тем внимательнее к возможным непредвиденным поворотам и ранним признакам проблем нужно быть.
Чарльз Мангер в непереведенной еще на русский язык книге „Poor Charlie’s Almanack“ проговорился о решетках метальных моделей, которые позволяют принимать решения в сложных сделках и неопределенностях. И о своем 2-шаговом алгоритме.
На 1 шаге анализируются рациональные плюсы и минусы. Выгоды и риски.
На 2-м шаге накладывают на решетку из 25 когнитивных искажений восприятия сторонами ситуации. Вот именно такие концепты и методы наиболее ценны для меня».
А мы напоминаем, что бизнес-книги на сайте живут по вот этой ссылке. Вдохновляйтесь, ищите кейсы и перенимайте принципы мышления успешных людей.
Обложка поста: pixabay.