Неочевидно
Зачем я читаю истории про предпринимателей?
1 ноября 2018 1 889 просмотров
Неочевидно
Зачем я читаю истории про предпринимателей?
1 ноября 2018 1 889 просмотров

Ирина Типунова
Ирина Типунова

Недавно мне пришло в голову, что немного нелогично тратить время на бизнес-литературу и чтение историй о предпринимателях и при этом работать в найме. Ладно, о менеджменте и маркетинге (я — менеджер контентных проектов), но истории-то зачем? И мысль эта варилась в моей голове, пока я не нашла для себя ответов. Зачем же я читаю вроде как непрофильную литературу? Делюсь.

Ответ первый, самый простой: для удовольствия

Я просто люблю читать хорошо написанные тексты. А многие истории успеха и неуспеха очень хороши в художественном смысле. Взять к примеру, одну из последних новинок МИФа — «Без ярлыков». Это история экс-главы модного дома Chanel, которая читается не хуже романов Ремарка. Когда я прочла описание вроде как неуместного для бизнес-книги французского козьего сыра, то очень обрадовалась слому шаблона. Да, здесь расскажут не только о показах на подиумах или KPI отдела продаж, а об особом чувственном и творческом взгляде на мир. Который, как выясняется, очень даже можно сочетать с бизнес-хваткой. Отдельное удовольствие — прямое и спрятанное в строчках рассуждение о жизни с ярлыками и без них. Я прочитала пока только половину в электронном виде, но уже нежно люблю эту книгу.


«Без ярлыков»

Ответ второй: это литература о пути героев

Часто сюжет историй о бизнесменах — это как раз тот самый путь героя, который нам привычный и родной еще со сказок. Он всегда полон препятствий и противоречий, то и дело перед предпринимателями встает непростой выбор. И что ценно — это все основано на реальных событиях, а не выдумке писателя. И что особенно радует — не всегда это история только лишь про деньги. «Patagonia — бизнес в стиле серфинг» — это одна из лучших приключенческих и философских книг, я считаю. Жизненная позиция Ивона Шуинара — «Делать добро, быть полезным и не забывать о приключениях». Запомнилось, как компания призывала не покупать каждый сезон у них новую куртку, а донашивать и чинить старые. Или решение отменить производство крючьев, потому что они вредят скалам. Я была потрясена тем, насколько экологично и этично можно вести бизнес.


«Patagonia — бизнес в стиле серфинг»


Фотография из личного архива автора.

Ответ третий: это терапевтично и дает новый угол зрения

Я примеряю на себя ситуации из книг. А я смогла бы уволить партнера, если нужно? А я смогла бы открыть книжный магазин «Сила ума» в Сыктывкаре? Откровенно говоря — нет, мне слабо. И пристальное внимание к ответам «Почему» дало мне много в понимании себя. И уж точно бизнес-романы сыграли огромную роль в отклеивании крепкого ярлычка «Предприниматели — это наворовавшие бандиты и нечестные люди». Ой, не все.


«И ботаники делают бизнес 1+2»

Истории о бизнесменах помогли мне на многое посмотреть под другим углом и раздвинули границы, а еще добавили широты взгляда на проблемы.

Ответ четвертый: это мотивирует

«К черту все, берись и делай» о Ричарде Бренсоне, помню, мне ужасно не понравился сначала. Мне показалось, что книга кричит на меня глупыми чужеземными лозунгами и я абсолютно не могу применить ее к своей жизни. Правда, оказалось, что дело было в каком-то любительском переводе. А вот незачем было книгу пиратить, надо было купить ее у издательства. Но спишем это на мой тогдашний невысокий уровень сознательности и студенческую бедность. А перечитанная лет через 5-6 (уже в нормальном переводе) она произвела на меня сильное впечатление, и я на этой бесстрашной ричардовой энергии даже прорвалась к одной своей мини-мечте. Не буду озвучивать, к какой именно — сегодня звучит смешно и нелепо, но поверьте — тогда было важно и ужжжжжжасно стрррррашно. Но я запомнила, что убрать к черту размышления и просто взять и сделать — рабочая схема.


«К черту все, берись и делай»

Когда я читаю «#Girlboss. Как я создала миллионный бизнес, не имея денег, офиса и высшего образования» Софии Аморусо, то понимаю, как это круто и важно — найти себя. Как классно нащупать СВОЕ дело и бесстрашно броситься в него, как в омут. Тогда неважно, что ты воровала в супермаркете мелочевку в юности, что ты не самая приятная дама в общении, а твоя книга вызывает вопросы по концепции и логике. Искренне делай свое, не бойся быть странной, будь внимательна к деталям и верь в свою звезду. И хоть злые языки напоминают, что в 2017 году компания Nasty Gal обанкротилась, у меня лично нет сомнений, что Аморусо справится и с этой ситуацией.

Пойду включу сериал Начальница (Girlboss) по мотивам книги в ближайший обед. Хм… кажется, в просмотре сериальчиков и кроется часть ответа, почему у меня нет своего бизнеса.

Ответ пятый: это не только иностранный опыт

Появляется все больше интересной бизнес-литературы не переводной, а проросшей на нашей почве и написанной на русском языке.

«Яндекс.Книга», «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России», «Код Дурова» заполнили мои пробелы в знаниях о новейшей истории страны. Я долго обсуждала после каждой книги с близкими вопросы, которые поднимались во мне. Например, после чтения «Natura Siberica» меня зацепило противостояние художника (дизайнера упаковки) и маркетолога (Андрея Трубникова) при разработке новой упаковки. Самостоятельное творчество против угождения аудитории. Дилемма. И маркетологи побеждают.

В этом пункте нельзя пройти мимо «И ботаники делают бизнес 1+2» — захватывающей истории основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова. Как с помощью блога рассказывать целому городу о развитии книжного магазина — когда-то эта история меня неимоверно вдохновила.

«Бирюзовые организации
все о тренде и что почитать»

Ответ шестой: они показывают другой мир



«Открывая организации будущего»

Отдельная моя любовь — книги о бирюзовых организациях. После прочтения «Открывая организации будущего» меня штормило не один месяц. Я рассказывала друзьям об этих волшебных организациях счастья, где люди с удовольствием ходят на работу, где можно привести ребенка сюда же в ясли на рабочем месте, а зарплаты открыты и прозрачны для всех. В наших реалиях звучит, как фантастическая сказка, хотя тут и там появляются примеры, как руководители пробуют внедрить это в своих компаниях. На очереди у меня еще нечитанная «Работа в радость» — крайне любопытно, что там происходит в AES — энергетическом гиганте, работающего по бизнес-модели будущего.

Ответ седьмой: чтобы поспорить и не согласиться



«Работа в радость»

Я не всегда благосклонна к историям предпринимателей на все 100 процентов. В «Доставляя счастье» меня даже возмущать начало излишне лояльное отношение к клиентам в любой ситуации, а «Как чашка за чашкой строилась Starbucks» я не смогла дочитать после того, как в компанию пришли инвесторы. Серьезно, я трижды уснула в попытках пройти эту главу. Видимо, эта часть может быть полезна тем, у кого есть или планируется инвестор.

Книги о бизнесе иногда помогают подсмотреть чужие решения и применить у себя. Но так ли это — я хочу сначала порасспрашивать предпринимателей и расскажу здесь, в блоге, когда мне это удастся. Если у вас есть история или комментарий, пишите мне на ti@m-i-f.ru. Все соберем, обдумаем и опубликуем.


«Доставляя счастье»

Автор фото с обложки поста: Наталия Булатова, @bulatovanataliia.

Рубрика
Неочевидно

Похожие статьи