Эту колонку написали Иван Тахин и Ирина Китц. Ребята поменяли работу в офисе на собственное инди-издательство настольных игр. Наше направление МИФ. Игры еще совсем молодое, поэтому нам было интересно узнать у них, почему люди влюбляются в «настолки», как после этого меняется их жизнь, и может ли мечта стать источником доходов.
В 2015 году Ира работала маркетологом в агентстве, а Ваня был фрилансером, рисовал иллюстрации и проходил художественные курсы. Мы оба мечтали о том, чтобы создать собственное дело, в котором можно свободно творить и при этом зарабатывать деньги. Пока не знали, что это станет реальностью, и придумывали разные варианты: может быть, открыть кофейню или тату-студию?
В 2016 году наша знакомая, издательница настольных игр, рассказала нам про свое дело и предложила попробовать придумать настольную игру. Звучало это очень круто, вот только в игры мы никогда не играли, и тем более их не придумывали. В следующие полгода Ира ежедневно смотрела и слушала все доступные подкасты о разработке игр, а Ваня узнал, что сделать серию иллюстраций по четкому заданию намного сложнее, чем одиночный творческий проект. Мы многому в то время научились.
В 2017 году разработка игры уже так нас увлекла, что мы готовы были не просто стать дизайнерами игр, а рискнуть и вложить деньги в создание собственного издательства — «Бумажные стрелы». В ноябре мы выпустили тираж первой настольной игры.
Это третий год как мы работаем в инди-издательстве настольных игр, и благодаря им открыли для себя несколько важных вещей, которыми хотим поделиться с вами:
Возможность высказаться
Игры — это возможность высказаться. В инди-играх автор отвечает за все уровни высказывания, начиная от использования феминитивов в правилах и заканчивая тем, будут ли во время игры конфликты и ругань между игроками.
Быть частью сообщества
Российский рынок независимых настольных игр движется благодаря сообществам. Издатели и авторы поддерживают друг друга: если вы автор игр — то вас ждут в Гильдии разработчиков настольных игр, если издатель — то вам в Лигу партизанских издательств. Оба сообщества тратят много времени на консультирование новичков, помогают тестировать игры или делятся контактами типографий и производств.
Мы — издатели, поэтому основное профобщение происходит в Лиге партизан, и это прекрасное либеральные сообщество, которое борется за честный рынок. А каждый участник — независимый издатель — может рассказать классную историю о своем пути к играм: есть профессиональный клоун, который делает игры про актерство, капитан самолета с игрой про аэропорты, а еще филолог, сделавший отличную языковую игру.
Любой, кто планирует сам издать игру может прийти в Лигу и поговорить, спросить про риски и получить честный ответ про затраты и возможные проблемы. Мы тоже активно общаемся с новыми издателями. Потому что хотим, чтобы рынок инди-издательств в России развивался, а интересных проектов было больше.
Возможность путешествовать
В России есть огромное количество небольших магазинов и клубов, торгующих настольными играми. И многие их владельцы становятся нашими друзьями. Можно приехать в гости в Ярославль и провести игротеку в магазине или дать интервью на радио в Туле. Скорее всего, тебя встретят на вокзале. Может быть, поселят у себя дома. Точно покажут город.
Возвращаясь ко второму пункту, мы стали частью большого сообщества бизнесменов и индивидуальных предпринимателей, которые рады друг другу, связаны общим интересом и не конкурируют, а дружат, так как российский рынок настольных игр может вместить еще многих. За неполный год мы побывали в семи городах, и могли бы посетить больше, если бы не нужно было работать над новой игрой.
Тестовая игротека
Разнообразие навыков и задач
Работать в небольшом издательстве настольных игр — значит, каждый день выполнять большое количество задач, часто довольно неожиданных. Бывает сложно постоянно учиться новым навыкам, но никогда не бывает скучно. Вот, например, чему пришлось научиться пока мы делали вторую игру:
- проектировать картонную коробку за три дня;
- организовывать грузовые перевозки;
- самостоятельно вести бухгалтерию и платить налоги;
- делать мультфильмы;
- разбираться в обработке и переплавке пластика;
- подавать иски в суд;
- вести воркшопы и лекции;
- реализовывать холодные продажи по телефону;
- посмотреть все серии Adventure time и Rick&Morthy.
Смирение
Возможно, этот пункт — общий для всех небольших предпринимателей, особенно в России. Происходит много непредсказуемых вещей и, как ни старайся, а внезапное повышение НДС или введение процентов за обналичивание денег со счета ИП могут разрушить самые продуманные бюджеты маленького издателя.
Мы воспринимаем это как тренировку разума и вынужденные повседневные медитации. Например, в этом году изменились правила сертификации игр. Ничего нельзя было сделать заранее. Сидишь и ждешь. А потом встречаешься с проблемой поменьше и думаешь: ну ладно, у нас уже третий месяц целый тираж игр заморожен в типографии, о чем тут волноваться еще?
Трудности перевода
Новые игры тестируют на так называемых «слепых играх». Нужно собрать друзей, выдать прототип игры и отойти в сторону, чтобы увидеть насколько в правилах игры можно разобраться, не задавая вопросы создателю.
Такие тесты стали самым большим озарением во всей издательской работе. Каждый человек читает правила и понимает что-то свое, как это обычно и происходит в реальной жизни. Вот только в жизни, в повседневных разговорах, это не так заметно. Иногда особенности восприятия бывают даже физическими. Например, оказалось, что в нашу первую игру «Крепость сна» не могут играть люди с дальтонизмом, и, оказывается, почти каждый 10 мужчина — дальтоник.
Ира и Ваня со своей первой разработанной игрой
Уважение
Когда только начинаешь заниматься изданием игр, кажется, что многие из существующих проектов легко можно было бы сделать лучше. Но после того, как проходишь через чистилище типографий, российских законов и внезапно исчезающих вместе с предоплатой фрилансеров, понимаешь, что все не так просто. И даже ровно отрезанный картон — уже большая работа и достижение. А каждый, кто смог довести проект до завершения, достоин уважения и восхищения.
Смысл
Все, что выше, не имело бы никакого значения, если бы то, что мы в итоге производим, было бы плохим продуктом. Большой плюс настольных игр — это общение и новые знакомства. Когда тебе 30, то уже есть очень высокие ожидания от того, каким должен быть собеседник. И бывает, что поговорить вам не о чем, кроме как про погоду.
Игры объединяют людей: и тех, кто занимается этим профессионально, и тех, кто играет вечером с семьей. Возможно, не стоит становиться издателем, чтобы это почувствовать, но мы пошли таким путем. И очень этому рады.