Вы наверняка знаете выражение «все проблемы у нас в голове». Для предпринимателей это вполне реальный блок для развития. Так считает автор книги «Как найти деньги для вашего бизнеса» Олег Иванов — практик с колоссальным опытом, основатель первой и крупнейшей в России платформы, позволяющей предпринимателям сферы реального бизнеса привлекать деньги частных инвесторов.
«Основные барьеры роста — это то, что каждому абсолютно под силу изменить и преодолеть самому. Потому что все эти барьеры, как часто говорят, в голове», — пишет он. И условно делит их на три группы:
1. Культ изобретателя, а не предпринимателя.
2. Бизнес-образование, обучающее «не тем» навыкам.
3. Хлам в голове, или основные предпринимательские мифы.
Культ изобретателя, а не предпринимателя
Предпринимательство — это бизнес, а бизнес — это деньги. Если вы не умеете работать с деньгами, то вам будет сложно реализовывать крутые проекты. И на этом этапе мы сталкиваемся с культурно-психологическими и профессиональными барьерами.
Культурно-психологические барьеры воспитываются сказками, художественными произведениями и медиа в целом. Героями воспринимаются гении-изобретатели, и все мечтают создать что-то новое, что изменит мир. Успешные и состоятельные бизнесмены в это время клеймятся как спекулянты, барыги, бездуховные и корыстные личности, паразитирующие на честных гражданах. Поэтому начинающим предпринимателям приходится сложно.
Профессиональные барьеры возникают при планировании, бюджетировании и учете расходов. Все это вызывает отторжение, ведь мы не приучены вести даже собственный семейный бюджет. И когда хочется заниматься чем-то креативным, а приходится цифры складывать, легче переложить эту задачу на бухгалтера. Но не имея четких финансовых планов, предприниматели получают от инвесторов самые низкие оценки стоимости своих проектов. И все из-за отсутствия минимальных навыков финансового учета.
Еще одной профессиональной бедой можно считать то, что 70% компаний малого бизнеса не имеют отдела продаж. В итоге предприниматель тратит большую часть времени на то, чтобы быть самым крутым продавцом в своей собственной фирме, вместо того, чтобы нанять специально обученного человека.
Бизнес-образование
Вторым блоком барьеров является то, что классическое бизнес-образование учит навыкам управления, а предпринимательство — это строительство бизнеса, а не управление им. Предприниматель, конечно, может вырастить из себя сильного управленца, но всегда выгоднее сразу нанять профессиональных управленцев.
Чтобы развивать себя как предпринимателя, важно еженедельно уделять время трем основным навыкам: поиску и отбору новых проектов; привлечению инвестиций; набору команды и управлению ею. Эти три задачи никто за предпринимателя качественно решить не способен.
Хлам в голове
Есть десять мифов, удерживающих предпринимателей от бурного роста за счет инвестиционного партнерства. Вот они:
- «Комплекс попрошайки» — неудобно просить деньги. Когда кажется, что искать инвесторов — то же самое, что ходить с протянутой рукой.
- Страх провала: а вдруг у меня не получится, что я тогда буду отдавать инвестору?
- Боязнь «дядьки из 90-х». Как вы представляете себе инвестора? Либо бандюган, либо бывший чиновник, либо бизнесмен старой закалки, видавший виды?
- Боязнь, что кто-то украдет идею.
- Установка «маши крыльями или сдохнешь». Каждый раз, когда мы думаем, что с ростом компании придется пахать в разы больше, это всего лишь означает, что ментально мы застряли в тупике предпринимательского роста, воспринимая себя центром своей бизнес-вселенной.
- Установка «до первых денег далеко»: все деньги уйдут в бизнес, а жить станет не на что.
- Установка «придется делиться»: как только рядом появляется кто-то еще, сразу возникает лишняя нагрузка. Теперь придется согласовывать все шаги, планировать, а потом выполнять эти планы, зависеть от кого-то. Да ну его на фиг! Знакомо?
- Установка «за деньги большая конкуренция». «Куда мне с моими проектами? Инвесторы же выбирают только самых успешных, проверенных! Нужны люди со связями, а у меня таких нет. Да и в обеспечение я не могу предоставить ни гарантий, ни залогов». Какая выгодная позиция, чтобы продолжать топтаться на месте и ничего не делать, не находите?
- Установка «большие деньги — большие проблемы». Этот миф не столько из предпринимательского опыта, сколько из нашей культуры. Бизнес и большие деньги всегда порицаются.
- Установка, что легче найти профессионала, который отыщет для тебя инвестиции. Действительно, есть финансовые брокеры, аналитики, консультанты, но чего они никогда не смогут — быть вами!
По материалам книги «Как найти деньги для вашего бизнеса».
Обложка поста: pexels.