Мы часто слышим, что ключ к согласию — сотрудничество. Командный дух и оптимизм: когда взгляды совпадают, эта схема помогает свернуть горы. Но что делать, если рядом с вами — соперник, оппонент или человек с другими убеждениями?
Книга «В команде с врагом» предлагает новую форму сотрудничества — напряжённую. Она основана на том, что вы: а) открыто признаёте проблему; б) не пытаетесь влиять на поведение друг друга; в) ищете нестандартное решение; г) не боитесь меняться. Она помогает тщательно проработать конфликт, получить от него максимум пользы и запустить механизм решения сложных задач. Как? Смотрите.
Напряжённое сотрудничество
Автор книги Адам Каханэ когда-то занимался стратегическим планированием в крупных компаниях (например, Shell), а затем стал консультантом в международных переговорах. За двадцать пять лет практики он посетил более пятидесяти стран. Объединял чиновников, генералов, партизан и священнослужителей, чтобы найти эффективные решения, претворять в жизнь реформы и менять мир.
Слишком много сил уходит на то, чтобы поддерживать командный дух и позитивный настрой. Он считает, что нужно использовать напряжённое сотрудничество: когда нужно идти в сторону конфликта, а не от него.
Чем напряжённое сотрудничество отличается от обычного. — Иллюстрация из книги
Напряжённое сотрудничество требует сил, ведь собеседники не скрывают чувств друг к другу. Но в то же время работать становится проще — исчезает недосказанность, возникает плюрализм мнений.
В конце книги есть шестинедельная программа упражнений, которую можно практиковать сразу после прочтения. Так вы сможете применить изученные принципы на практике и «прокачать» умение вести переговоры.
Бизнес и политика
Каханэ пишет о том, как проходил переворот в Тайланде, переход к демократии в Кейптауне, гражданская война в Колумбии и Гватемале. Не все было гладко: автор рассказывает об ошибках, которые совершил, и помогает читателю избежать их. Советы, основанные на политическом опыте, отлично пригодятся и в бизнесе.
Вы сможете применять эти методы для решения сложных бизнес-задач: как, например, достигнуть согласия с конкурентами или договориться с гневными клиентами.
Как говорить и слушать: 4 способа
Буддистский учитель Сюнрю Судзуки сказал: «В сознании новичка содержится много возможностей, но в разуме мастера их мало». Чтобы найти верное решение, нужно научиться непредвзято слушать. Автор разбирает 4 подхода к слушанию и говорению.
Слушать собеседника можно аж четырьмя разными способами. — Иллюстрация из книги
Первый — это загрузка. Когда вы слышите только себя и признаёте лишь свою точку зрения («Правда в том, что…»). Загрузка — это типичное поведение профессионалов, фундаменталистов и диктаторов.
Второй способ — это дискуссия. Вы внимательно выслушиваете факты, объективно оцениваете их, и понимаете, что это не абсолютная истина («По моему мнению…»).
Диалог — третий способ. Здесь вы слушаете других, как себя, проявляете эмпатию и рефлексируете («По моему опыту…»).
И четвертый способ говорить и слушать — чувствующее присутствие. Здесь вы слушаете не себя или другого, а уделяете внимание только одной идее («Что я замечаю здесь и сейчас…»).
Каждый подход допустим: и загрузка, и дискуссия могут быть полезны. Но если вы хотите вывести формулу неординарного решения, то нужно практиковать диалог и чувствующее присутствие. В этом помогут упражнения из шестинедельной программы. Например, запомните ключевые фразы («По моему опыту…», «Вот что я замечаю здесь …») и целую неделю старайтесь использовать только два метода — диалог и чувствующее присутствие.
Что ещё в книге
Эта книга поможет выйти из тупика, разобраться в себе и отыскать ответ в мешке разногласий.
Вы узнаете:
- как работать с оппонентами,
- какие существуют способы слушания,
- как научиться напряжению,
- что такое стихийная стратегия и зачем она нужна,
- как правильно использовать силу и любовь в переговорах,
- почему нужно отпускать контроль
… и сможете превратить врага в своего Учителя.
Научитесь слушать вашего врага. — Источник
Эта книга глубже, чем кажется. Она учит не демонизировать врага, а понимать его. Не прятать чувства, а говорить честно. Использовать силу разногласий в благих целях: наладить взаимодействие и придумать эффективное решение, не изменяя своим интересам.
Обложка поста freepik