в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Культура для каждого
Подход компании Heiligenfeld, или Как создать пространство для размышлений на рабочем месте
12 октября 2017 1 997 просмотров
Культура для каждого
Подход компании Heiligenfeld, или Как создать пространство для размышлений на рабочем месте
12 октября 2017 1 997 просмотров

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Мудрые традиции говорят: если мы хотим извлечь правду из глубин своей души, нам необходимо молчать и успокаивать разум. Все больше людей в повседневной жизни начинают уделять внимание медитативной практике, йоге, прогулкам на природе. Такие практики создают условия для уединенных размышлений в тяжелые рабочие дни.

Некоторые компании пошли еще дальше: они проводят коллективные встречи по самоанализу, важные при построении культуры целостности и чувства общности. Давайте познакомимся с такой компанией и подходами, которые она использует.

История Heiligenfeld

Heiligenfeld — компания, где наиболее глубоко внедрили в работу практики самосозерцания. Эта быстро растущая компания с 800 сотрудниками управляет четырьмя клиниками психического здоровья и реабилитации в центральной части Германии. Здесь реализованы идеи Иоахима Галушки, врача-психотерапевта. В 1980-х годах он увидел необходимость в комплексном подходе к пациентам психиатрических больниц. Он хотел ввести духовный и межличностный подход в методы классической психотерапии. Пообщавшись с сотрудниками больниц, Галушка понял: ни одна из больниц не примет его предложение.
Подход компании Heiligenfeld, или как создать пространство для размышлений на рабочем месте

В 1990 году он неожиданно познакомился с Фрицем Лангом, предпринимателем, хозяином непопулярного отеля в маленьком курортном городке. Вместе они решили переделать отель в небольшую психиатрическую больницу на 43 места, в которой методы терапии будут основаны на комплексном подходе. Их ждал невероятный успех: пациенты приезжали в больницу со всей Германии и из Европы, побуждая Heiligenfeld расширяться.

Мероприятия для размышлений

В Heiligenfeld нормально — и даже важно — давать сотрудникам время приостановиться, поразмыслить, поделиться с коллегами и узнать, как у них дела. Целый набор практик, обеспечивающих пространство для этого, осуществим в обычной рабочей обстановке.

• Компания предлагает каждому новому сотруднику медитации. Ежедневно проходит 30-минутный сеанс для желающих.

• Каждый сотрудник, будь то уборщица, повар или врач, столкнувшись с проблемой, может обратиться к коучу. При этом индивидуальные коуч-сессии ведутся по разнообразным методикам.

• Каждая команда берет отпуск от двух до четырех раз в год, чтобы поработать со сторонним коучем над устранением напряженности или расстройств.

• Самая необычная практика: четыре раза в год Heiligenfeld устраивает «день самоосознанности», который пациенты и клиенты проводят в молчании (персонал при необходимости перешептывается). Этого дня сотрудники ждут с нетерпением. Взаимодействие в тишине меняет отношения. Необходимо искать пути, как стать внимательным, как прислушиваться — без слов — к присутствию, эмоциям и намерениям коллег.

Практика, которая, возможно, более остальных побуждает к размышлению и вырабатывает чувство целостности и общности, проводится по утрам во вторник. 75 минут 350 сотрудников (в идеале присутствуют все, но некоторым необходимо находиться рядом с пациентами) собираются вместе, чтобы сделать паузу и поразмышлять. Каждую неделю определяется новая тема: сотрудники уже размышляли о разрешении конфликтов, о том, как справляться с неудачами, о ценностях компании, межличностном общении, бюрократии, IT-инновациях, личном здоровье и так далее.

Мероприятия для размышлений

Встреча всегда начинается с короткого вводного выступления, на котором озвучивается тема недели. Допустим, «Борьба с неудачами». Вначале вам кратко расскажут, как с достоинством пережить неудачу.

После такого вступления люди объединяются в небольшие группы из шести-десяти человек. Это основа встречи: в пределах группы коллеги размышляют на предложенную тему — как они справляются с неудачами на работе и дома, индивидуально и коллективно. Каждая группа выбирает координатора, устанавливающего несколько основных правил. Так создается пространство для безопасного исследования себя. Здесь не страшно открыть душу.

В какой-то момент включается микрофон, и при желании любой может поделиться мыслями. Общего ожидаемого результата нет: каждый уходит со встречи, сделав свой вывод. И все же на поверхность зачастую выходят коллективные идеи, и после бесед регулярно возникают важные инициативы.

Эффективность целостного подхода

Такие групповые размышления, конечно, занимают довольно много времени — 75 минут каждую неделю для более чем половины сотрудников компании. Но спросите работников Heiligenfeld, и они скажут, что преимущества огромны. Групповые размышления похожи на всеобщий тренинг: так, тема за темой, неделя за неделей, растет вся компания.

Эффективность целостного подхода

Совместный опыт также порождает общность, развивает общий язык. Каждую неделю подтверждается выполнение основных правил взаимодействия. Доверие, эмпатия и сопереживание, воспитывающиеся на встречах, охватывают целую организацию. Под одобрительный смех в аудитории один сотрудник Heiligenfeld как-то сказал в конце встречи: «Знаете, я бы хотел иметь больше Heiligenfeld, и дома тоже!»

По материалам книги «Открывая организации будущего».

Похожие статьи