«Я — клей, который держит всю семью вместе».
«Я — камушек в ботинке, напоминающий тебе об осторожности».
«Я — тысяча свечей, освещающих путь».
«Я — птица, парящая над миром».
«Я — маяк, зовущий тебя вперед».
Метафора — мощная вещь. Профессиональные тренеры гибких методологий знают об этом давно. Командам метафоры необходимы: они помогают людям сформировать свое видение и двигаться к высокой результативности. Что это может быть? Не ограничивайте фантазию, придумайте вместе с командой метафору, которая отразит ценности коллектива. В книге «Коучинг agile-команд» в пример приводится «Дерево высокой результативности».
Дерево высокой результативности
Дерево высокой результативности появилось, когда автор книги Лисса Адкинс тренировала несколько команд, работавших вместе в течение некоторого времени.
Они достаточно хорошо осваивали базовые agile-практики (стандартные совещания и выполнение целей спринта) и стабильно добивались результатов, что было важно, однако их руководители знали, что они могут достичь большего.
Как их agile-коуч Лисса понятия не имела, как они собирались двигаться в сторону высокой результативности, и она знала, что каждая команда будет это делать по-своему, поэтому бесполезно предлагать что-то конкретное, создавать некое подобие «шоссе». Лиссе пришлось придумать запоминающийся образ, чтобы разжечь в командах желание добиться впечатляющих результатов. Помня о силе метафоры, Адкинс создала Дерево высокой результативности.
Дерево высокой результативности. Иллюстрация из книги «Коучинг agile-команд»
Чтобы представить команде дерево результативности, просто нарисуйте его вместе с корнями и и перечислите характеристики высокой эффективности. Имейте в виду: чтобы сделать это, не обязательно быть хорошим художником.
Если scrum-ценности вашей команде не подходят, но у вас имеются свои устоявшиеся ценности, которые хорошо работают, то используйте их. Вот ключ: ценности и их смыслы, которые вы используете, должны быть определены так, чтобы они стали запоминающимися и динамичными, понятными (не содержали абстрактных понятий или делового жаргона) и находить отклик. Используйте только те ценности, которые вызывают у членов команды желание действовать. Вы поймете, что ваша установка правильная, когда члены команды, рассмотрев определения, скажут: «Да, я хочу использовать это. Я хочу, чтобы наша компания стала такой».
Пока вы будете рисовать, продолжайте показывать людям видение ситуации с разных сторон. Если корни сильные, то они питают дерево и оно вырастает до небес — прямое и высокое. Его листья собирают все больше и больше солнечного света и, в свою очередь, питают дерево.
Оно становится сильнее, выше и зеленее. Поэтому выглядит привлекательно, и команда замечает, что уже вырастила в своей среде черты глубокого взаимодействия и, как следствие, высокую результативность.
Первые плоды могут быть такими: вы быстрее получаете бизнес-ценность, а значит, чаще достигаете максимальной ценности. Когда корни (ценности) и листья (высокая результативность) продолжают расти, команда сможет приносить плоды в виде удивительных результатов — это как раз то, что дает бизнесу возможность обойти конкурентов и для чего нужен Agile. Таким образом, появляются два других плода: команда, которая действительно может все, и команда, располагающая возможностями для общего и индивидуального роста. Два этих плода восстанавливают целостность дерева и постоянно возрождают его. Они источники устойчивого роста.
Используйте дерево высокой результативности, чтобы подстегнуть команду, стимулировать следующий шаг на пути к высокой результативности. Иллюстрация из книги «Коучинг agile-команд»
Независимо от того, когда вы презентуете дерево и поместите его в рабочей комнате команды, оно будет постоянно напоминать, что высокая результативность — нормальное и увлекающее ожидание. Оно полезно, когда команда оказывается в беде или ее затягивает рутина. В такие моменты вы указываете на него и говорите: «Какие корни ослабли?». Оно находится там, когда команда проявляет все признаки высокого профессионализма, но ее продукт все еще отдает заурядностью. Вы чувствуете, что они могут сделать лучше, поэтому говорите: «Какие плоды вы хотели бы получить сейчас?».
Используя дерево таким образом, вы чувствуете, что ваши вопросы становятся проблемой для членов команды, способом, который зовет их вперед к ясному пониманию того, какими они могут стать. Принимая вызов, они создают следующую ступеньку на пути к высокой результативности. Так они формируют собственный путь.
По материалам книги «Коучинг agile-команд»
Обложка поста: pixabay.com