Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Андрей Кривенко, «ВкусВилл»: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены»
15 марта 2017 78 982 просмотра

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. До этого награду получали Алишер Усманов, Сергей Галицкий и другие предприниматели, имя которых на слуху.

Я зашла в офис и увидела, как кто-то тащит бутылку для кулера с одного конца этажа в другой. «Завхоз?», — подумал мозг, глядя на приближающуюся фигуру. «Нет, предприниматель года», — ответили глаза.

…Магазины Андрея родились из большой мечты: сделать магазины здорового питания доступными для всех. Первая «Избёнка» появилась в 2009-ом, «ВкусВилл» — 2012-ом. Сейчас «ВкусВиллов» — 330, а через пару лет будет 1000.

Мы поговорили с Андреем, как построить фундаментальную компанию, как мотивировать сотрудников и о чем молчат бизнес-книги. А еще о том, что такое счастливый продавец, нужны ли бизнесу KPI и как главный принцип Карлсона помогает жить.

…Мне нравятся такие истории: Киану Ривз, который в свой день рождения сидит на бордюре и ест маффин. Или вот Андрей Кривенко, который носит бутылку для кулера и сидит в самом скромном уголочке своего офиса.

Настоящие истории про настоящих людей.

Наслаждайтесь 🙂

— Я решила каждое интервью начинать с мини-рубрики «20 слов о продукте». Какие 20 слов вы можете сказать о своем продукте?

— Ух… Российский, качественный, вкусный, натуральный, душевный, честный, востребованный, оригинальный, дискуссионный, полезный, идейный, популярный, продуманный, домашний, чистый… Пожалуй, как-то так.

— У вас, конечно, такой уникальный пример для нашей страны. Все в кризис падают — а вы растете. Все говорят о том, что делать бизнес в России невозможно — а вы планируете открыть 1000 «ВкусВиллов» через пару лет. Признавайтесь, в чем ваш пятый элемент?

— У компании, которая хочет прожить долго, должна быть какая-то большая Эволюционная цель. Такая цель, которая сильно выходит за рамки компании. Цель, которая придает смысл всему бизнесу.

— А как эта Большая цель звучит у вас?

— Мы хотим, чтобы во всех магазинах нашей страны были продукты с честным составом. Эта идея появилась еще весной 2012-го. И это то, что нами движет и помогает расти.

— Я видела цифры оборота и чистой прибыли вашей компании. Не будем их озвучивать, но скажем для читателей, чтобы было понимание уровня, — обороты миллиардные.

Так вот меня удивляет вот что. Если учесть, что тема здорового питания — это классный экологичный бизнес плюс он приносит денег — почему в России мало таких сетей типа «ВкусВилла»?

— Потому что у всех такое ощущение, что честной торговли быть не может. У нас менталитет такой, люди думают: «Если честно торгуешь — прогоришь». И, в принципе, поэтому считают нас сумасшедшими. А мы, наоборот, хотим сказать: чем честнее будешь, тем лучше.

Розница — это такой мир, где обман, к сожалению, зашит в ДНК. Какую область розницы ни возьми — всегда есть, что нужно улучшать.

К примеру, взять электронные ценники, которые управляются единым сервером. Сколько раз нам предлагали их в магазинах установить. Деньги баснословные — почти полмиллиона рублей на один магазин, а практическая ценность очень сомнительная. Ну, современнее, конечно, но не более того.

А нам установщики этих ценников открытым текстом говорят: вы установите, мы научим, как затраты по ним за два месяца отбить и дальше уже ценники будут работать на вас. В жару на воду и мороженое цену подкрутите в большую сторону, с утра, пока мамы с детьми идут, молочная продукция «вдруг» подорожает, вечером — готовая еда и полуфабрикаты. Рассказывают это и улыбаются. Бррр…

image03

— В одном из интервью интервьюер у вас спросила: «Вы ведете бизнес только ради денег?». А вы — ей: «Да нет. Мы мир хотим изменить». И она так закатывает глаза и говорит: «Ну, начинается».

Люди почему-то думают, что мощные предприниматели делают бизнес ради денег. Когда у вас эта история вообще появилась? Я имею, в виду про изменение мира.

— На самом деле «виноват» Джим Коллинз и его книжки. Они же как раз про это.

Мы недавно встречались со Львом Хасисом — это первый заместитель председателя правления Сбербанка. И он сказал, что мир изменился, и те люди, которые занимаются бизнесом только ради получения денег, они их не заработают. А если ты делаешь что-то, от чего мир станет лучше, то ты будешь хорошо зарабатывать. Короче, принцип простой: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены».

— МИФ, в принципе, про то же. Я знаю, что вы многих принципов Коллинза придерживаетесь: «сначала пули, потом ядра», 20-милльный марш. А как вы думаете, о чем молчат книжки про бизнес?

— На самом деле есть такой нюанс, почему не всем бизнес-книжкам стоит доверять.

Идея такая: очень много вещей основывается на положительном опыте. Например, считается, что дельфин, если находит людей в море, то он спасает их, выталкивая к берегу. Но подсчитать, какое количество людей дельфин «утопил», толкая их в противоположную сторону, невозможно. Просто никто из людей, утопленных дельфинами, нам об этом не может сказать.

Мы очень часто строим свои выводы на положительном опыте. И это неправильно. Ведь есть те, кто применял эти же инструменты, но у них не получилось. Просто мы о них не знаем, потому что «неудачников» не зовут выступать на бизнес-конференциях.

— А вы себя можете назвать прямо-таки «бирюзовой организацией», как пишет Фредерик Лалу?

— Мы стараемся не злоупотреблять этим термином — «бирюзовые». Не успело слово появиться, а его уже опошлили. Мы просто помним, что организация — это живой организм. Есть механистические структуры, а есть органистические.

Механистическая модель организации — это про бюрократию, про надзор, про KPI. А органистическая модель — она живая. Это те структуры, которые способны изменяться. У них нет четких правил, рутины, надзора и они очень адаптивные.

— Я читала, что у вас нет KPI для продавцов. То есть нет четкого плана продаж. Это же вообще нонсенс для магазинов.

— Когда мне говорят про KPI, я всегда спрашиваю: «А у тебя организм тоже в KPI? А дети тоже в KPI?».

Из выступления Андрея на дне открытых дверей для покупателей:

«KPI — это зло! (смех в зале и аплодисменты).

Мы в свое время прошли через систему сбалансированных показателей (ССП). Мне нравилась эта идеология, но для нас это был такой мыльный пузырь. В конце года, например, подводим итоги. По показателям у Васи выполнение 100%, у Пети — 105%, а в целом в компании все хреново.

И сотрудники сами стали говорить, что оцифровка результата приводит к тому, что мы начинаем работать только на этот показатель, не обращая внимания на компанию в целом, не замечая ничего вокруг. А люди у нас работают, извините, очень толковые».

— Еще у вас есть такая программа как «Счастливый продавец».

— Когда мы ездили в Америку перенимать опыт, то каждая компания там говорила о том, что счастливый продавец — это счастливый покупатель. И мы решили сделать своих продавцов счастливыми. Например, мы полностью отменили не только KPI, но и любые попытки штрафов на уровне магазина. В нашей компании штрафов никогда не было, но в отдельно взятых магазинах находились «умники», которые городили огород… Считали, что штрафы — это эффективно и мотивирует продавца лучше работать. Но мы им все объяснили.

— Самый большой вопрос, который волнует любого руководителя сервисной компании, это как набрать сотрудников, которые будут любить людей. Недавно я разговаривала с сооснователем «Рокетбанка» Михаилом Провизионом, и он рассказывал, что набирая людей в колл-центр, они смотрят, чтобы у человека было хотя бы малейшее проявление эмпатии.

Как найти этих людей, которые любят людей? И можно ли вообще этому научить или это врожденное.

— Сложный вопрос. Мнение по этому поводу у нас все время меняется. Как-то мы думали, что этому нельзя научить. Но сейчас мы склоняемся к мысли, что у многих людей любовь к людям живет в глубине души, и ее нужно каким-то образом достать.

Вообще это философский вопрос. Если человек счастливый, то он готов делиться своим состоянием с другими. Если он несчастный, то он будет злым.

Про тонкости работы, неудачи в бизнесе и то, когда появится грузчик-робот

— Меня, кстати, еще поразило в одном из интервью, что вы так глубоко погружены в сам продукт. Например, вы рассказывали о том, что для получения качественного молока нужно правильно помыть вымя корове.

Можете поделиться последними открытиями в этой области.

— Открытиями в области вымени? (смеется)

image00

— Не, ну правда! Вы знаете, когда я услышала эту историю, то подумала: «В этом магазине я готова покупать всё, что угодно, если директор знает про вымя».

— Вообще директора колхозов всегда знали, что если доярка вымоет одним ведром воды все стадо или потратит его только на вымя одной коровы, то это будет принципиально разное молоко.

— Будем считать, что у нас такая минутка рубрики «Хозяйке на заметку». Может, есть какие-то мифы, которые вы для себя развеяли?

— Например, есть еще известный миф, что жвачные животные — это вегетарианцы. Но если корову кормить только вегетарианской едой, то она помрет. Когда корова ест траву, она съедает огромное количество насекомых. То есть она совсем не вегетарианец. А насекомые по своим питательным свойствам еще даже круче, чем мясо.

— Ух ты, я не знала. Еще когда я беру интервью, то всегда отдельно спрашиваю про ошибки. Например, директор «SPLAT» Евгений Демин, сказал, что в 16 лет разбивать коленки приятнее, потому что они быстрее заживают. Но, в принципе, в 39 он тоже делает это с большим удовольствием.

А вы по-прежнему каждый день разбиваете коленки?

— У меня такое отношение к разбиванию коленок. Вот представьте, идет атака, и в бою погибают солдаты. Потом им ставят памятники как героям, погибшим на поле боя. А когда предприниматель вдруг не справился или менеджер не закрыл сделку, то они почему-то считаются последними уродами. Это принципиально неправильно.

Я думаю, что нужно ставить памятники неудачным предпринимателям и менеджерам, которые совершили ошибки. Ведь именно они двигают развитие вперед.

По этой теории и Советский Союз развалился из-за того, что страна не подозревала банкротства. Банкротство — это единственно жизненный механизм для улучшения. А когда в механизме нет возможности банкротства, все загибается. Если я перестаю допускать ошибки, то я перестаю развиваться и жить.

— В прошлом интервью Борис Дьяконов, руководитель банка для предпринимателей «Точка» сказал: «Я считаю, что у предпринимателей есть мутация, толкающая их делать шаг в неизвестность.Вот подумайте: с точки зрения биологии больше шансов выжить у того, кто сидит дома. А теперь подумайте про людей, которые поехали открывать Америку на корабликах. Чтобы снарядить корабль и поехать на край земли — туда, где ещё никто не был — это же надо обладать чуть-чуть мутацией».

Как вы думаете, то, что вы постоянно куда-то двигаетесь — это все-таки вид мутации или это нормально для человека?

— Мне кажется, мутация — это как раз появление наемного труда, это то, что с людьми происходит сейчас. Человек по определению свободен, поэтому я считаю, что в будущем все люди будут предпринимателями. То есть весь наемный труд уйдет как класс. Просто каждый человек будет работать сам на себя.

— Как вы думаете, это вообще мы застанем или вряд ли уже?

— Застанем. Это серьезно провоцируется роботизацией. Скоро весь тяжелый физический труд будет заменен роботами. Например, продавцам не надо будет все разгружать самим. Будет робот-грузчик.

— Знаете, каждый раз, когда я пишу пост о том, что надо заниматься любимым делом, в комментариях обязательно выскакивает человек, который пишет: «Хорошо вам сидеть в теплых офисах и рассуждать про любимое дело. А как же кассиры? Вы о них подумали? Кому нравится работать кассиром?».

Как вы думаете, есть ли люди, которым нравится работать кассирами в супермаркете?

— Раньше на Руси было много мелких лавочек. И каждый, кто там торговал, был в некотором смысле «кассиром». И им это было, по большей степени, в кайф: приходили знакомые люди, они перекидывались парой слов, общались.

Вопрос про современных кассиров — это вопрос объема. Если ты работаешь не по 12 часов без выходных; если у тебя есть знакомые среди покупателей, с которыми ты успеваешь немного пообщаться, то да, это приятно.

Но если ты приходишь на работу и за каждый чих тебя штрафуют, унижают, кричат, то как это может нравиться?

— У Сэма Уолтона, основателя WalMart, есть цитата: «Стимулируйте своих работников. Постоянно, день за днем ищите новые методу стимулирования». За эти 8 лет, которые существуют магазины, какой у вас самый мощный метод стимулирования?

— Мне кажется, наших людей больше всего мотивирует именно мысль, что те продукты, которые мы продаем, полезны. Плюс мы никогда не обманываем покупателей.

Особенно продавцы чувствуют отличия, когда к нам приходят работать. У нас не нужно «впаривать» просроченный товар покупателю, этикетки не нужно переклеивать, обсчитывать не нужно. Нам так и говорили новые продавцы: «Работаешь и все время думаешь, что забыл что-то сделать». Это же надо такую силу привычки в себе воспитать, чтобы обсчет покупателей и переклейка этикеток стала рефлексом.

Конечно, честным людям жить по нашим правилам игры нравится гораздо больше. А кто устраивается со старой установкой на воровство и обман, тот надолго не задерживается. Сама культура компании таких людей изживает.

В прошлом году мы весь декабрь и январь сидели без красной икры. Икры не было ни в одном нашем магазине, потому что не нашли качественную. Безумие? Есть немного. Но для нас это принципиальный момент, поэтому никому и в голову не пришло считать, сколько денег мы на этом потеряли.

Или, к примеру, каждый год перед масленицей в обычных магазинах взлетают цены на молоко, сметану, муку, а перед Пасхой на яйца и творог. Мы так никогда не делаем и делать не будем, потому что нас этот подход раздражает. И наши покупатели просто не поняли бы такой выходки с нашей стороны.

— Вы как будто так много вещей сделали, плывя против течения.

— Мы как раз поплыли по течению. Это другие — решили против течения грести. Они гребут-гребут и не могу сдвинуться. Бизнес не растет, покупатели убывают. А у нас большой рост, который произошел благодаря тому, что мы подумали: «А зачем плыть против течения?».

А еще мы очень гибкие, поэтому быстро меняемся и стремительно растем. И я точно знаю, что нашим сотрудникам это нравится. Они из тех, кто любит фильм «День сурка», но ненавидят день сурка в своей жизни. За полгода наша компания может измениться до неузнаваемости. Я говорю не про общие ценности, концепцию и видение: это непоколебимые вещи. А про какие-то процессы, скорее. Про новые решения.

Разговаривал как-то с директором одной розничной сети, у них на изменения программы лояльности ушло полтора года. А у нас последнее глобальное изменение программы лояльности произошло за десять дней. 20 октября придумали, 1 ноября уже покупателей проинформировали.

image02

— Я заметила, у вас есть какая-то поразительная легкость по отношению к жизни. Откуда это?

— Мне просто в детстве бабушка говорила: «Не мелочись». И, помните, еще Карлсон повторял: «Это дело наживное!». Вот и я стараюсь так жить. Сломалось что-то, не получилось, не срослось, — все это дело наживное.

Блиц-опрос

— Лучшая книга для предпринимателя это?

— Одной лучшей книги не существует. Это целый набор. Я бы включил туда всего Коллинза, «Стратегию голубого океана», «Горячие поклонники». Из последних мне понравилась философская книга «Принцип черного ящика».

— Как вы думаете, почему у вас получается делать то, что вы делаете?

— У меня уровень доверия людям выше среднего.

— На что вы готовы потратить, не задумываясь, последние деньги?

— Я считаю, что неправильно тратить деньги. Надо их использовать как инструмент.

 Продолжите фразу «Человек становится взрослым, когда…»

— Когда начинает принимать самостоятельные решения.

— Исходя из вашего жизненного опыта, опыта ведения бизнеса, о чем в жизни вы знаете точно?

— Точно? Ничего.

Спасибо за помощь в организации интервью Ольге Черкасовой.

Похожие статьи