Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Корпоративные подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
Что такое «проклятие победителя» и зачем нужно уметь говорить «нет»
сегодня

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В книге «Венчурное мышление» Илья Стребулаев и Алекс Данг сформулировали девять принципов венчурных инвесторов. Эти принципы помогут принимать более эффективные управленческие решения, трансформировать бизнес и достигать выдающихся результатов независимо от отрасли. Публикуем отрывок из книги.

Эта книга — не просто о бизнесе, а о мышлении, которое помогает видеть возможности там, где другие видят риск. Для предпринимателей, инвесторов, менеджеров и всех, кто стремится мыслить стратегически и добиваться выдающихся результатов.

Бумажная книга Электронная книга

Аукцион

«Разбейте ее, профессор! Давайте сосчитаем монеты!» Тридцать человек столпились вокруг обычной копилки. Перед встречей мы наполнили ее монетами в один цент, набили так, что в нее не влезло бы больше ни одной монетки. Мы регулярно проводим такую игру на наших корпоративных семинарах и задаем участникам простой вопрос: сколько денег в копилке? Попробуйте угадать.


Та самая копилка, набитая центами

Диаметр цента — 1,9 см. Мы даем членам группы несколько минут и наблюдаем за тем, как они изобретают удивительные стратегии расчетов. Кто-то заглядывает в копилку, кто-то берет ее в руки, пытаясь угадать вес, а затем ищет в сети информацию о том, сколько весит один цент. Одни фотографируют копилку, другие открывают калькуляторы в своих телефонах.

А теперь начнем аукцион! Правила таковы: каждый участник делает ставку — пишет на листе бумаги цену, которую он готов заплатить за монеты, которые лежат в копилке. Побеждает тот, кто предложит больше, чем остальные. Предположим, что в копилке 3000 монет по одному центу, то есть $30, и вы предложили за нее $20. Если кто-то даст больше, чем $20, вы проиграете. Теперь предположим, что вы поставили $20, а все остальные — меньше: в этом случае вы побеждаете в аукционе. Вы платите нам $20, а мы вам — $30, и в итоге вы получаете $10. Если же вы поставили $40, а все остальные — меньше, вы тоже «побеждаете» в аукционе, но при этом становитесь беднее на $10: мы по-прежнему платим вам $30, но теперь вы должны нам $40.

В этой игре можно победить и проиграть одновременно.

Когда все наконец сделали свои ставки, начинается самое веселое: мы просим участников поднять свои листы бумаги с написанной ставкой. Атмосфера накаляется: тридцать человек поднимают руки, размахивая листочками с цифрой. Затем мы просим поднять руки только тех, кто предлагает $1 или больше. Затем — тех, чья ставка больше или равна $5. Затем $10… $50… $100. Когда руки постепенно начинают опускаться, люди c недоумением смотрят по сторонам. Чьи-то предположения оказались значительно ниже, чем у тех, кто до сих пор стоит с поднятой рукой.

Наконец остается только джентльмен в синей рубашке и очках в серебристой оправе; на его листе крупно выведена ставка: «125». Он — победитель, и все ему аплодируют. Но победил ли он? В копилке $12,74. На самом деле, джентльмен в очках ошибся ровно на $112,26! Он победил, но при этом проиграл.

Мы проводили подобный аукцион сотни раз, но никогда не теряли на нем деньги. Никогда. В группе из 20-30 студентов — или топ-менеджеров компаний — всегда находится тот, кто ставит больше той суммы, которая лежит в копилке. Вы можете победить только в том случае, если предложите больше, чем все остальные, но ваша радость продлится недолго.

Проклятие победителя

Вы только что стали свидетелями хорошо изученного и важного феномена под названием «проклятие победителя». Важное условие здесь — неопределенность: каждый участник должен угадать, сколько денег лежит в копилке. Эти догадки, как и любая оценка стоимости инновационных идей, основаны на предпосылках. И ни одна из них не является идеальной. Так что оценка стоимости — это вовсе не тривиальная задача! Какие-то оценки значительно ниже реальной стоимости, а другие — значительно выше.

«Проклятие победителя» подстерегает нас повсюду — мы можем его не замечать, но его влияние не заметить невозможно. Оно помогает объяснить, например, почему столько сделок по слияниям и поглощениям в итоге оказываются провальными. Оно также играет важную роль в мире венчурного капитала.

В контексте венчурных инвестиций «проклятие победителя» тесно связано с синдромом упущенной выгоды и усиливается им. Когда инвесторы думают о том, чтобы инвестировать в стартап, они часто боятся, что их ставку перебьют более щедрые конкуренты. Стоит ли инвестору поднять ставку и надеяться на то, что ему удастся купить долю в будущем Amazon или Microsoft? Ведь если этого не сделать, такого шанса может больше не представиться.

Стартапы похожи на копилки, но их реальная ценность становится ясна далеко не сразу.

Венчурные инвесторы пытаются оценить потенциальную стоимость стартапов, однако если над ними возобладает страх упустить возможность, то их ставка может оказаться слишком высока. Конечно, чем больше страх инвестора, тем выше вероятность того, что он завысит оценку.

Чем выше уровень неопределенности, чем сильнее перегрет рынок венчурного капитала.

Многие резонансные венчурные сделки оказались провальными именно из-за страха упущенных возможностей (FOMO). В мире венчурного капитала синдром упущенной выгоды встречается очень часто. В аукционе с копилкой «проклятие победителя» зависит от числа участников: если вы конкурируете с сотней людей, то, победив, скорее всего, снимете с себя последнюю рубашку.

«Проклятие победителя» становится еще более болезненным, когда время на принятие решения сильно ограничено.

Если бы мы дали нашим участникам полчаса на более вдумчивые расчеты, никто бы не предложил $125 за копилку, в которой находятся монеты общей стоимостью $12,74. В условиях конкуренции, когда времени очень мало, эмоции накаляются. C точки зрения психологии для нас победить на аукционе — то же самое, что одержать победу в схватке с противником. Мы боимся упустить идею всей своей жизни, поэтому спешим инвестировать во все, что хотя бы отдаленно на нее похоже.

Умение говорить «нет»

В любой ситуации, которая похожа на аукцион с копилкой, лучшая реакция — отступить и изучить всю доступную информацию, отдавая себе отчет, что зачастую лучшим решением может и вовсе стать отказ от сделки. Если вам кажется, что «проклятие победителя» и FOMO угрожают только венчурным инвесторам, вспомните, как часто на совещаниях при обсуждении крупных бюджетов звучат аргументы, что действовать необходимо «сейчас или никогда».

Или же вспомните, как вы хотели нанять специалиста, которым интересовались несколько конкурентов, и ваши HR-специалисты советовали предложить кандидату еще более привлекательные условия. Можно вспомнить и те случаи, когда возможность приобрести привлекательный актив побуждала топ-менеджеров завышать предпосылки, чтобы на бумаге повысить его стоимость. Возможно, что во всех этих ситуациях нежелание отступить и отказаться от той или иной идеи могло вам дорого обойтись. Каждый из нас хочет заключить сделку, даже если при этом есть риск переплатить за копилку, набитую монетами.

Понять, насколько важную роль играет «проклятие победителя» в нашей жизни, — значит сделать шаг в правильном направлении. Оно особенно распространено в мире революционных инноваций, поскольку великие идеи появляются крайне редко. Однако венчурные капиталисты разработали правила и процессы, которые позволяют держать это проклятие под контролем. Дисциплинированность и готовность говорить «нет» приходит им на помощь гораздо чаще, чем вы могли бы подумать.

Из книги «Венчурное мышление».

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Похожие статьи