Комплимент в общении выполняет две функции: во-первых, помогает развить диалог, во-вторых, поднимает моральный дух собеседника, и он охотнее будет общаться с вами. Подготовили краткий обзор этого коммуникативного инструмента по книге «Бизнес EQ».
Искренние комплименты — самая выгодная инвестиция
Допустим, вы присутствуете на совещании руководства, в котором участвуют руководители всех филиалов. Если вы прислушаетесь, то обнаружите, что генеральный директор А хвалит генерального директора Б за его хорошую работу, а тот в ответ нахваливает А за хорошее руководство командой. Затем генеральный директор А и генеральный директор Б вместе хвалят еще одного своего коллегу за то, что он всегда успешно справляется с новыми проектами.
Слушая все это со стороны, вы недоумеваете, мол, почему все друг друга нахваливают? Какой в этом смысл? Почему возникает этот феномен? Должны ли мы этому учиться? Каждый ли комплимент означает «лесть»? Каковы особенности правильной похвалы?
Лично вам это кажется лестью, поэтому вы не хотите говорить ничего подобного. Но специалисты давно поняли, что похвала — это своеобразный рычаг: инвестиции от вас требуются низкие, а отдача будет высокой.
Если комплименты так хороши, почему многие не умеют их делать и не утруждают себя использованием этой техники? Самое большое препятствие заключается в том, что в глубине души они не любят лесть, а это, в свою очередь, происходит от неправильного понимания лести.
Обычно людям нравится, когда их возвеличивают, — это означает общение в позитивном ключе. Конечно, попадаются низкопробные подхалимы, но те, у кого дела и так идут хорошо и кто пользуется уважением руководства и коллег, не станут злоупотреблять дешевой лестью, а найдут сильные стороны собеседника, искренне похвалят и подарят хорошее настроение.
Людям с высоким эмоциональным интеллектом нужно научиться находить в окружающих хорошие стороны и искренне ими восхищаться. Овладев определенными формулами, вы научитесь говорить комплименты, которые осчастливят собеседника, даже если вы косноязычны.
Шаблоны комплиментов
Если вы прислушаетесь к комплиментам, то обнаружите всего два шаблона.
Первый: «Ты сильный, а мы нет».
Слово «сильный» здесь также можно заменить на «замечательный», «уникальный», «красивый», «умный», «хороший» и т. д. Короче говоря, это означает, что я хуже вас и хочу у вас поучиться. Кому не нравится слышать, что он лучше других? При использовании этого шаблона вам нужно научиться выяснять, в чем действительно силен другой человек. Вы можете похвалить своего руководителя за то, что он видит правильное направление; подчиненных — за то, что они умны и внимательны; клиентов — за то, что у них масштабные проекты, а коллег — за внешний вид. На самом деле схема одна и та же и очень простая: у вас же есть пара глаз, чтобы рассмотреть сильные стороны собеседника.
Второй: «Ты важный, а мы нет».
Почему, когда вы идете ужинать, начальника сажают на почетное место? Почему, когда вы вместе выходите из офиса, нужно придержать дверь перед клиентом? Почему на встрече с коллегами вы позволяете старшему коллеге говорить первым? За этим стоит деловой этикет, потому что руководители, клиенты, старшие коллеги важнее вас. Эту модель можно использовать и в общении.