Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Эмпатия или сочувствие? Используем адлерианскую психологию в работе
14 апреля 1 115 просмотров

Ольга Паньшина
Ольга Паньшина

С развитием технологий все большую ценность в работе приобретают мягкие навыки — те, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. К таким компетенциям относится эмпатия. Что это такое, чем она полезна и как ее развивать — разбираемся с помощью бизнес-манги «Сильный лидер Юкари».

Это книга нового формата, где информация подается в двух видах: комиксы рассказывают о менеджере Юкари, которая направляет работу команды к большой цели. А текстовые разделы углубляют понимание психологической теории Адлера и учат применять ее в собственной жизни. Начнем?



Сильный лидер Юкари

Что такое эмпатия

Эмпатия — это способность быть открытым к эмоциям, мыслям и состоянию окружающих. «Старайтесь видеть глазами другого человека, слышать его ушами и чувствовать его сердцем…» — эти слова часто повторял Адлер. Например, имея дело со старшими, представляйте, что вы такого же возраста; общаясь в качестве доктора с пациентами, вообразите, будто вы тоже пациент; а если вы сотрудник, помогающий клиентам, то ставьте себя на место клиента.

Представив себя на месте другого человека, мы лучше понимаем его чувства. Поэтому договориться проще.

Разница между эмпатией и сочувствием

Некоторым может показаться, что сочувствовать — то же самое, что проявлять эмпатию, однако в адлерианской психологии это не одно и то же. Разница видна в приведенной ниже таблице. Очевидно, сочувствие может приводить к нежелательным эффектам.

Как видно из первой строки таблицы, сочувствие строится на позиции сильного по отношению к слабому, то есть на доминировании, в то время как эмпатия основана на уважении и доверии к другому. Во второй строке речь идет о том, что проявлять эмпатию — значит быть открытым к истинным чувствам человека, а сочувствовать — просто действовать в соответствии с тем, что ощущаете вы сами. Третья строка свидетельствует о том, что эмпатия не заставляет вас терять самоконтроль, тогда как сочувствие, напротив, может помешать вам управлять своими эмоциями.

Ключ к сохранению хороших межличностных взаимоотношений — это эмпатия, не переходящая в сочувствие.

История от автора книги

«Со мной однажды случилось следующее. Я увидел, как на одном из перекрестков дорогу переходил человек с белой тростью. Проезжая часть была довольно широкая, и он шел, прислушиваясь к звуковым сигналам. В момент, когда зеленый свет начал мигать, я догнал его и положил руки ему на плечи, чтобы довести его до разделительной полосы. Однако вместо того, чтобы поблагодарить меня за помощь, он стал размахивать тростью, будто хотел ударить меня. Казалось, что я проявил доброту напрасно. Позже я узнал, что этот незрячий уже привык сам переходить дорогу. Судя по всему, он, прислушиваясь к звуковому сигналу, считал шаги и поэтому разозлился, что я ему помешал.

Я проявил сочувствие, но не попытался понять, как этот человек расценивает или хочет расценить мои действия. Я просто положил руки ему на плечи и все испортил. К этой ошибке привели три особенности сочувствия: я решил действовать, посчитав, что я сильнее другого человека; я не подумал о его чувствах и руководствовался только своими; я потерял контроль над собственным эмоциональным состоянием».

Сочувствовать легко. А вот эмпатия порой требует не только уважения и доверия, но и терпения.

Способы тренировки эмпатии

Как не утрачивать способность к эмпатии, чтобы не опускаться до простого сочувствия, не забывать о себе, не становиться причиной проблем для собеседника и в дальнейшем не жалеть о своих действиях? Есть несколько способов.

Сформировать систему самонаблюдения. Пусть она будет действовать в минуты вашего общения с другим человеком. Можно, например, представить подобие телевизионного экрана, позволяющего анализировать ваше поведение и действия собеседника. Отслеживайте свои мысли и старайтесь останавливать себя до того, как попадете в опасную зону сочувствия.

Учиться видеть происходящее с точки зрения чужой субъективной логики. Мы видим то, что вокруг, через призму собственной психики, и у всех нас разное субъективное восприятие. Можно начать конфликтовать, а можно попробовать посмотреть на происходящее с позиции друг друга. Или даже со стороны третьего лица. Если вы способны на время отбросить свою субъективную логику и проанализировать обстоятельства без нее, вам удастся заметить то, о чем вы ранее и не подумали бы.

Освоить метавосприятие. «Мета» означает выход за пределы. «Метавосприятие» — понятие, взятое из последних разработок, относящихся к когнитивной психологии. О нем говорят как об умении видеть происходящее на более высоком уровне, чем в рамках обычного субъективного восприятия. Это еще один способ избавиться от искаженного понимания событий.

Используя эти решения, у вас получится натренировать навык эмпатии. Она поможет лучше понимать других людей, находить с ними общий язык, избегать деструктивной конфронтации и быстрее достигать согласия.

По материалам книги «Сильный лидер Юкари»

Купить книгу: МИФ Читай-город / Ozon / Лабиринт

Обложка: freepik

Похожие статьи