Индустрия моды — а именно производство и продажа одежды и аксессуаров — остается очень ресурсоемкой. За 20 лет рынок сильно изменился из-за «быстрой моды», и для многих вещи стали чем-то одноразовым. Типичный покупатель носит одежду меньше, чем мог бы, а затем выбрасывает ее. Такая модель потребления удвоила объемы производства всего за 15 лет. Сегодня линейная операционная модель все чаще вызывает вопросы по мере накопления экологических и социальных проблем. Такое состояние отрасли заставило искать циркулярные решения, и многие компании добились определенных успехов в решении проблемы отходов. О переходе с линейной на циркулярную модель экономики в индустрии моды рассказывает автор книги «Циркулярная экономика».
Состояние отрасли
Некоторые компании начали работать с поставщиками первого уровня над решением проблемы производственных отходов. Однако эти усилия охватывают небольшие участки цепочки создания ценности. Чтобы перейти к циркулярной модели, потребуется гораздо больше усилий.
Линейная цепочка создания ценности в значительной мере зависит от сырья, получаемого из невозобновляемых источников, а именно:
— от удобрений для выращивания хлопка,
— нефти для производства синтетических волокон,
— химических соединений для производства красителей.
Источники отходов
Первое, на что следует обратить внимание, — это выбор материалов. Он во многом определяет то, какой экологический след оставит производство одежды на всех этапах — начиная от выращивания культур (использование земли, удобрений и воды), переработки (потребление химических соединений, энергии и воды) и использования (загрязнение микропластиком) и заканчивая возможностями переработки в конце жизненного цикла.
Ресурсоемкое производство — это еще один генератор отходов. Ожидается, что к 2025 году выбросы парниковых газов по отрасли вырастут более чем вдвое. К тому же на этапе переработки расходуется значительное количество энергии. Плюс прядение и промывка волокон также требуют большого количества воды и химических соединений, поэтому загрязнение воды становится все более актуальной проблемой.
Третий источник отходов — утилизация. Отсутствие инфраструктуры для сбора и вторичной переработки означает, что очень много вещей оказывается на свалках. Во всем мире лишь 20% одежды используется повторно или перерабатывается.
Перспективные инновации в индустрии моды
— Инновации в области материаловедения делают более доступными альтернативные экологичные материалы, в частности материалы на биологической основе и из прежде неиспользуемых побочных продуктов. Так, компания PrimaLoft, которая производит наполнители из микроволокна для курток бренда L.L. Bean, потратила пять лет на разработку нового утеплителя из полностью переработанного полиэстера.
— Новые технологии помогают развиваться новым бизнес-моделям (платформы аренды, перепродажи и совместного использования), цель которых состоит в постоянной «циркуляции» одежды. Сервис Le Tote, работающий по подписке, предлагает потребителям «бесконечный гардероб» новых коллекций. А точность планирования можно повысить с помощью краудсорсинговых моделей производства — бренд Betabrand производит одежду на основе предзаказов, что позволяет избежать отходов из-за затоваривания складов.
— Новые технологии, такие как окрашивание без применения воды и 3D-печать, повышают эффективность и минимизируют отходы производства. Компания Renewcell, занимающаяся переработкой текстиля, создала новую технологию для растворения хлопка и других натуральных тканей в новое биоразлагаемое сырье.
— Разрабатывается умное волокно с возможностью радиочастотной идентификации (RFID). Его можно добавлять в одежду, облегчая ее дальнейшее отслеживание. Стартап EON, занимающийся разработкой цифровых идентификаторов, создал особую нить, которая по виду и на ощупь не отличима от обычной, однако способна, благодаря технологии RFID, хранить цифровую информацию и передавать ее сканирующему устройству на расстоянии.
— WGSN, ведущее мировое тренд-агентство, использует ИИ для снижения ошибок прогнозирования до 50%. Машинное обучение и инструменты ИИ позволяют выстроить соответствие между предложением и спросом, а следовательно, ограничить избыточное производство и снизить воздействие индустрии на окружающую среду.
Препятствия, которые предстоит преодолеть
Судя по всему, индустрия созрела для масштабных преобразований, плюс цифровизация уже сейчас меняет конкурентную среду и взаимодействие с потребителями. Например, в одном лишь 2017 году в США закрылось почти 7000 розничных магазинов, а онлайн-бренды начали переходить к D2C-модели (прямого обращения к потребителям).
Несмотря на новые потребительские тренды на отдельных рынках, производство продолжает расти. Сегодня лишь 20% одежды в Европе специально собирается после окончания срока ее службы. Значительная часть вещей, как и прежде, отправляется на свалку.
Чтобы достичь более высоких показателей переработки, отрасли нужны новые решения. Например, партнерства с сервисами доставки или пунктами сбора для приема, сортировки и подготовки одежды к переработке. В настоящее время в отрасли нет возможности перерабатывать текстиль эффективно и недорого, и бóльшая часть одежды, которую удается «спасти» от свалки, идет на тряпки.
Подлинная циркулярность в модной индустрии невозможна без вовлеченности потребителей и поддержки регуляторов. Именно это сочетание сможет убедить бренды работать с поставщиками для фундаментальной трансформации своих бизнес-моделей.
Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город