Многие до сих пор считают, что «лидерство» и «менеджмент» — прерогатива определенных должностей. Исследования говорят, что это не так. В контексте структуры современной организации, которой уже более ста лет, это значит, что лидерством занимаются несколько человек, находящиеся на вершине иерархии, а большая группа, расположенная посередине, ответственна за управление — менеджмент. Во многом такие представления верны: именно поэтому концепция до сих пор и существует. Но реальное положение дел в организациях, процветающих в быстро меняющемся мире, все чаще выглядит иначе. Как именно, рассказываем в этом материале, подготовленном по книге «Стратегии перемен».
Лидерство vs менеджмент
Быть лидером — значит задавать направление, формулировать образ будущего, сплачивать людей вокруг этого образа и давать им мотивацию и вдохновение для дальнейших действий. Лидерство мобилизует людей, помогая им преодолеть значительные барьеры, пройти через перемены, несмотря на все трудности, а в отдельных случаях — добиться поистине поразительных результатов.
А теперь противопоставим лидерство менеджменту. Последнему лучше всего подходит определение «набор структур, правил и действий, позволяющий системам людей и технологий работать надежно и эффективно, несмотря на размеры структуры, географическую распределенность и другие усложняющие факторы».
Одна из причин, по которой корпорации, правительства и другие организации испытывают трудности, состоит в том, что они нередко путают менеджмент и лидерство, не осознавая разницы между ними.
Большинство современных организаций воздвигают барьеры перед лидерством на нижних уровнях, а когда кому-то все-таки удается проявить лидерские качества, им обычно подбирают другое название: инициативность, хороший менеджмент, высокий потенциал. Но определение того, что такое лидерство с точки зрения поведения и достижений, станет совершенно ясным, если почитать биографии людей, которых историки единогласно отнесли к великим лидерам.
В их действиях видна четкая закономерность: эти люди либо жили в беспокойные времена и играли важнейшую роль, вдохновляя и мотивируя других адаптироваться и побеждать, либо сами создавали беспокойные времена, предлагая образ лучшего будущего, а затем вдохновляли и мотивировали других на воплощение этого образа в жизнь.
В обоих случаях перемены, случившиеся благодаря им, настолько значительны, а достигнутые результаты настолько хороши, что их помнят даже столетия спустя.
Лидеры
Исследования ярких лидеров дают нам много информации о том, как справиться с переменами в наши дни.
Лучшие лидеры создавали вокруг возможностей ореол безотлагательности. Они доносили свое послание до широких масс, и многие верили, что тоже смогут получить выгоду от этих возможностей. Они завоевывали сердца и умы с помощью стратегии и страсти. Они вдохновляли множество людей на скоординированные действия против различных организационных и человеческих барьеров, фонтанируя позитивной энергией и называя возможности.
Они делали все для того, чтобы успехи случались быстро и часто, и широко их праздновали, поддерживая общее волнение. А еще они понимали, что поддерживать чувство безотлагательности и уровень энергии необходимо до тех пор, пока работа над инициативами не будет успешно завершена.
Сейчас становится все яснее, что великие лидеры избегали распространенных ловушек и мобилизовали других к действию не от случая к случаю, не один раз, а постоянно, многократно, часто — в течение многих лет. Новейшие исследования показывают, что именно это и необходимо организациям в новую эпоху скорости, сложности и нестабильности — похожие действия, предпринимаемые не раз в десять лет, а постоянно.
Команды-лидеры
Результат подобной активности часто ошеломляет. Таких лидеров начинают считать притягательными, героическими, харизматическими фигурами.
Дело не столько в том, что обаяние заставляет других добиваться поразительных результатов, сколько в том, что поведение, основанное на понимании человеческой природы, современных организаций и лидерства во времена перемен, мобилизует людей и они получают выдающиеся результаты, несмотря на все препятствия. Именно эти достижения создают впечатление, что лидер является героической и харизматической фигурой.
Они могут собирать разносторонние команды, которые запускают очень похожий процесс мобилизации и ведут за собой других, чтобы добиться великих перемен. Исследования успешного лидерства во времена перемен показывают, что команды становятся движущей силой для широкомасштабных изменений, когда ведут себя в соответствии с набором руководящих принципов.
Во-первых, они спрашивают и с себя, и с других за выполнение задач категории «я обязан», но при этом понимают, что для мобилизации людей в условиях быстрых перемен жизненно необходим настрой «я хочу» — эмоционально позитивный, практически волонтерский.
Во-вторых, их подход рациональный и аналитический, но при этом они завоевывают сердца других, чтобы добиться настоящего энтузиазма и того самого позитивного добровольческого настроя «я хочу».
В-третьих, они хорошие менеджеры и максимально грамотно обеспечивают планирование, организацию и контроль, что так необходимо современным организациям. Сейчас у них появилась еще одна общая черта: они стимулируют и поддерживают лидерские качества многих сотрудников, не только своих коллег — топ-менеджеров.
В-четвертых, они используют небольшие, тщательно подобранные группы для решения конкретных задач, связанных с переменами. Но вместе с тем рассчитывают и на разностороннюю команду — довольно большую группу, которая обладает достаточными объемами информации и контактами, чтобы определить, какие перемены необходимы и как их добиться, преодолевая особенности человеческой природы и организационные барьеры.
Эти четыре пункта можно считать руководящими принципами для ускорения перемен в сложных организациях. Они помогают запустить процесс лидерства, вдохновляющий других на активные действия; эти вдохновенные действия, в свою очередь, порождают новых лидеров, которым удается преодолевать всё новые организационные и человеческие факторы, препятствующие переменам, и добиваться результатов.
А результаты порождают новые возможности.
Из книги «Стратегии перемен».
Фото: источник.