Как в нас появляется то, что впоследствии помогает достигать самых невероятных целей? Можно попытаться ответить на этот вопрос, прочитав биографии известных лидеров и предпринимателей. Как они работали со своими ошибками? Как преодолевали трудности? Универсального рецепта нет, каждая история — уникальна. Но каждая добавляет нам крупицу драгоценного опыта.
Держись за удочку!
Джон Чемберс — бывший руководитель и почетный председатель правления Cisco, компании, которая за несколько десятилетий его работы выросла до самой дорогой компании в мире и лидера отрасли.
Я никогда не забуду день, когда едва не утонул. Мне тогда было около шести лет, и отец взял меня на рыбалку. Поскользнувшись на камне, я упал в реку. Меня подхватило течение и потянуло на стремнину. В тот момент я слышал крики отца: «Держись за удочку!» Каждый раз, когда я выныривал на поверхность, разбрызгивая воду, я видел, как отец бежит рядом со мной вдоль берега, повторяя все те же слова: «Держись за удочку!»
Стараясь не разочаровывать его, я еще крепче хватался за удочку и думал только о ней. В конце концов мы добрались до места, где отцу удалось подплыть и вытащить меня из воды. Несколько минут мы сидели и говорили о происшедшем. Отец был замечательным учителем: он всегда объяснял причины своих действий. Он не ругал меня за то, что я слишком близко подошел к краю и сорвался. Всякое бывает.
Отец хотел, чтобы я понял, почему было так важно держаться за удочку. Он сказал, что, сосредоточив внимание на удочке, я меньше паниковал и не пытался подплыть к берегу — ведь это худшее, что можно сделать в подобной ситуации. Оказавшись в воде, лучше плыть по течению и искать возможность выбраться. Но я был слишком мал, чтобы справиться самостоятельно, и отец поддерживал меня, пока искал подходящее место, чтобы спасти меня.
Джон Чемберс. Источник
Джон Чемберс о кризисах
От того, насколько быстро вы придете в себя и преодолеете кризис (а я считаю, что у вас нет иного выхода, кроме как встретить его лицом к лицу), зависит, сломает он вас или сделает сильнее. По собственному опыту знаю, что у большинства проблем не бывает простых решений, а порой решения нет совсем.
Одна из самых больших ошибок, которую мы все — как бизнес-лидеры, так и обычные люди — совершаем, состоит в том, что мы воспринимаем каждый кризис слишком лично. Столкнувшись с внезапными изменениями в судьбе, мы ставим себя в центр событий. Эти мысли вызывают целую гамму эмоций, от гнева и отрицания до отчаянного стремления что-либо предпринять, чтобы все изменить.
Вряд ли кому-нибудь нужно объяснять, что негодование, уход от реальности и импульсивные действия редко приводят к благоприятному исходу. Тем не менее большинство людей не осознают, что реагируют именно так. Одни с двойным усердием применяют бизнес-модель, эффективную в прошлом, не выяснив, работает ли она до сих пор. Другие начинают все уничтожать: увольнять сотрудников, менять команду руководителей, закрывать новые проекты, отказываться от услуг поставщиков, переезжать на новое место и разрушать бизнес только потому, что настали трудные времена или что-то пошло не так.
Ситуация изменилась, и, по их мнению, им тоже нужно меняться. Такой инстинктивный порыв может быть ошибочным. Однако в разгар кризиса прежде всего следует сохранять спокойствие и объективно оценить происходящее.
Этому много лет назад меня научил отец в тот день, когда я упал в реку Элк, и этот ценный урок я помнил на протяжении всей своей карьеры. Его может усвоить каждый.
От парня из простой семьи до 46-й строчки Forbes
Рэй Далио вырос в обычной семье со средним достатком, а теперь он входит в список 100 самых влиятельных людей планеты и 100 самых богатых людей в мире. Секрет многолетней устойчивости его инвестиционной фирмы Bridgewater Associates и собственного успеха в том, что Рэй Далио в своей жизни и работе неукоснительно придерживается универсальных принципов, которые постепенно выкристаллизовались из закономерностей побед и поражений. Сила этих личных принципов такова, что они изменили всю отрасль (Далио называют «Стивом Джобсом инвестирования»).
Ценные уроки
Рэй Далио: «Где-то с восьми лет я разносил газеты, зимой расчищал соседям подъезд к дому от снега, подносил клюшки и мячи игрокам в гольф, убирал со столов и мыл посуду в местном ресторанчике, выставлял товар на полки в близлежащем супермаркете. Не помню, чтобы родители стимулировали меня зарабатывать деньги, так что не могу сказать, откуда мне пришла эта идея. Одно я знаю точно: благодаря возможности работать и самостоятельно распоряжаться пусть небольшими, но собственными деньгами в таком возрасте я получил ценные уроки, которых не дают школа и игры».
Виток за витком
Свои принципы Далио формулировал на протяжении всей жизни, совершая множество ошибок и размышляя над ними. На пути к цели его поджидали болезненные разочарования, благодаря которым он вывел принципы, позволившие избегать подобных ошибок в будущем.
Как определить свои принципы
Рэй Далио: «Наблюдая за тем, как одни и те же ситуации повторяются, я начал воспринимать реальность как удивительный вечный двигатель, когда причины становятся следствием, следствие превращается в новые причины и так далее. Я осознал, что хотя реальность и не идеальна, но именно с ней нам приходится иметь дело, а потому в случае возникновения проблем гораздо продуктивнее решать их, чем жаловаться.
Я пришел к пониманию, что мои испытания — это не что иное, как проверка моего характера и способностей. Со временем я начал восхищаться тем, что представляю собой лишь крошечную и недолговечную часть удивительной системы и что для меня весьма полезно понимать, как эффективно взаимодействовать с этой системой».
Можно ли заменить незаменимого?
Смерть Стива Джобса в 2011 году нанесла зияющую рану одной из самых инновационных компаний в истории. Джобс был не просто легендарным основателем Apple и CEO компании — он был живым воплощением глобального мегабренда. Трудно было представить, что кто-то сможет занять его место, и уж тем более скромный и незаметный Тим Кук, которого многие считали «рабочей лошадкой» Apple.
Однако он рискнул заменить незаменимого.
Деловая жилка, этика и чутье
Кук не только прекрасно учился, но и преуспел вне школы. Уже в детстве у него проявилась деловая жилка. Он играл на тромбоне в школьном оркестре и часто выступал на школьных танцах, футбольных матчах, парадах и других мероприятиях, где был нужен живой оркестр. Чтобы немного подработать, после школы он разносил местную газету Press-Register, устроился в ресторан, помогал матери в аптеке.
В выпускном классе Кук нашел время и для работы над школьным альбомом, взяв на себя роль бизнес-менеджера. Его задача заключалась в том, чтобы вести бухгалтерию и привлекать рекламодателей для покрытия расходов на издание. В этом альбоме есть фотография, на которой вся издательская команда одета в одинаковые толстовки с надписью «Получил свой?» — это, вероятно, призыв к ученикам приобрести себе экземпляр. Кук — он в самом центре на первом плане — над чем-то смеется.
В альбоме указано, что в тот год был установлен рекорд по числу проданных экземпляров и заказам рекламы — разумеется, не без вклада Кука.
Несколько мест работы и управление школьным проектом уже тогда дали Куку неоценимый опыт и заложили фундамент строгой трудовой этики и тонкого делового чутья, которое он будет впоследствии развивать.
Ответственность за проблемы
2013 год начался с ложки дегтя: акции упали на 12%. Apple продолжала оставаться самой дорогой в мире компанией, и Кук хотел упрочить это положение, нацелившись на китайский рынок смартфонов — один из наиболее быстрорастущих в мире рынков. Под его руководством Apple начала делать крупные инвестиции в Китае: был открыт новый интернет-магазин, заключены договоры с китайскими транспортными компаниями, появились розничные магазины бренда.
Вскоре Apple была вынуждена принести китайским клиентам извинения из-за многомесячной критики в прессе. Речь шла о правилах предоставления гарантии. Поклонников бренда в Китае разочаровало, что в случае неисправности айфонов с действующей гарантией Apple предлагает им только ремонт, а не замену на новое или восстановленное устройство, что уже было принято на других рынках. Компанию ругали и за то, что гарантия на замену деталей составляла всего девяносто дней, а не целый год, как того требует местное законодательство.
«Мы приносим искренние извинения за это недоразумение и за беспокойство, которое мы причинили потребителям», — написал Кук в письме поклонникам Apple.
Компания изменила свою гарантийную политику. Клиентам в Китае начали менять неисправные телефоны, и Кук пообещал проинформировать местных продавцов об изменениях, чтобы избежать каких-либо разногласий по этому поводу.
Это был еще один пример того, что Кук готов извиниться и лично признать ответственность за проблемы, от которых другие — в том числе его предшественник — отказывались. Такое поведение его подчиненные восприняли как проявление лидерских качеств и образец для подражания.
Подготовлено по книгам:
— «Соединяя точки»,
— «Принципы»,
— «Тим Кук».