Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Алгоритм СПАСУ: как давать обратную связь сотрудникам, совершившим ошибку
22 февраля 2022 3 314 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Мы понимаем, что сотрудникам важно учиться на ошибках: это позволяет в будущем работать успешнее и не портить свою репутацию. Однако зачастую разговоры о неудачах вызывают тревогу и отчаянное внутреннее сопротивление. Как в такой ситуации высказать критику максимально безопасно и доброжелательно? Когнитивный психолог Тереза Хьюстон в книге «Обратная связь» предлагает использовать технику СПАСУ. Попробуем разобраться, что это такое.



Обратная связь

Почему стресс мешает нам мыслить здраво

Для начала давайте разберемся, что чувствует сотрудник, когда мы указываем на его ошибки. Скорее всего он поневоле начинает ощущать угрозу, и мозг отказывается работать.

На нейрохимическом уровне происходит выброс кортизола, резко ухудшающий память. Испытывая стресс, мы с трудом припоминаем детали, которые с легкостью приходят на ум в спокойном состоянии. Причем забываем мы не только события прошлого месяца, но и то, что случилось буквально вчера. Именно поэтому собеседники так часто говорят что-то вроде: «Все было совсем не так!».

Когда нужно описать некое происшествие с начала до конца, стресс не позволяет восстановить в памяти важные подробности.

Вы можете подумать, что сотрудник не хочет признаваться в ошибке ни вам, ни самому себе. Тогда как он под воздействием стресса мог действительно все забыть.

Кроме того, в момент тревоги резко снижается когнитивная гибкость — способность переключаться с одной мысли на другую. В этот момент человек может внятно объяснить свой подход к определенной проблеме, но попросите его взглянуть на ситуацию под другим углом и обсудить новый подход — и он вцепится в свою идею, будто собака в косточку. В ответ на каждую вашу идею он твердит: «Не думаю, что это сработает», хотя причин привести не может.

Алгоритм СПАСУ

Чтобы устранить эти проблемы, нужно прежде всего попытаться снять напряжение во время критической беседы. В этом поможет алгоритм СПАСУ.

Акроним СПАСУ расшифровывается так: статус, принадлежность, автономия, справедливость, уверенность.

 Статус — это ваша оценка собственного положения относительно коллег.

— Принадлежность — чувство единения и безопасности, которое вы испытываете, когда видите в коллегах друзей, а не врагов.

— Автономия — чувство контроля над текущими или будущими событиями.

— Справедливость— ожидание честности и непредвзятости со стороны коллег.

— Уверенность — четкое представление о том, что несет с собой будущее.

Ударяя по каждому из этих чувств, вы вызываете в человеке тревогу. В то время как подпитка этих чувств обеспечивает прилив удовлетворения и гордости.

На практике

Рассмотрим, как применить алгоритм СПАСУ на практике. Допустим, у вас есть сотрудник Рик, который задерживает коллективный проект. Вся команда ждет его часть работы, а он запаздывает.

Вы говорите ему: «Ты единственный, кто затягивает дело. Я слышал, что на прошлой неделе ты несколько раз уходил до окончания рабочего дня. Не знаю, что посоветовать, но, возможно, пора подключать кого-то другого».

Ваши слова вызовут острое беспокойство: ведь они бьют по всем пяти болевым точкам сразу. Вы только что поставили под вопрос:

  • его статус (он единственный не справляется с работой),
  • его принадлежность (кто же это настучал на него руководству?),
  • его автономию (он лишен права сам решить, сумеет ли закончить дело),
  • справедливое отношение к нему в коллективе (неужели нельзя сначала выяснить, почему ему пришлось уйти раньше?),
  • а также уверенность в завтрашнем дне (а дадут ли ему вообще доделать проект?).

Если вы пошли таким путем, не ждите, что Рик расслышит что-то еще. Он сразу перейдет в глухую оборону.

Давайте выстроим беседу с Риком иначе. Можно ли не понижать его статус, а, наоборот, повысить?

  • Найдите способ отметить его заслуги, например: «Я только что посмотрел статистику этого квартала. Ты привлекаешь много клиентов. Вот бы у всех были такие показатели!»
  • Статус повышен, теперь можно сформулировать проблему. «Но, боюсь, за успехи с клиентами приходится дорого платить. Я заметил, что ты еще не сдал свою часть работы по проекту Торреса. Нужно обязательно уложиться в срок, иначе отстанет вся команда».
  • Теперь, вместо того чтобы посягать на автономию сотрудника, подтвердите ее: позвольте Рику рассказать свою версию событий. «Надеюсь, ты поможешь мне разобраться? Почему не удалось закончить работу на прошлой неделе?»
  • Когда будете устанавливать новый дедлайн, дайте Рику возможность высказаться. «Нам обязательно нужно получить твою часть не позже четверга. Что для этого понадобится? Или ты предпочел бы, чтобы работу закончил кто-то другой?»

Подкрепив в сотруднике чувство статуса, принадлежности, автономии, справедливости и уверенности, вы разрядите обстановку и избавите его от тревоги. Подайте собеседнику сигнал: я тебя СПАСУ. Тогда ему будет легче выстоять под ударом.

По материалам книги «Обратная связь»Фото на обложке отсюда

Похожие статьи